"Я обожаю Шона Тана" - такую запись я прочел в отзывах о художнике.
А у художника жесткий беспросветный постапокалипсис с привкусом едкого дыма, над которым летают то ли цветки с глазами рыб, то ли птицы с лепестками вместо крыльев.
Смотреть иллюстрации лучше под инструментальную композицию, записанную британским гитаристом Дэйвом Стюартом и голландской саксофонисткой Кэнди Далфер.
Я так понимаю, художник рассылает пророчества, а мы ему: "Нравится - не нравится". Помните, как в детстве мы играли в "Съедобное-несъедобное"?
Кто такой этот австралийский выскочка - художник Шон Тан, чтобы получать "Оскар", премию Астрид Линдгрен, и заниматься пророчествами?
А вот тут ларчик и открывается...
В 2010 году Шон пишет сценарий "Ничья вещь" и совместно с Эндрю Руэманном снимает антиутопический мультфильм для взрослых.
А теперь вдумайтесь. В антиутопийном будущем мальчик Шон (тезка автора или сам автор) встречает диковинного уродца - конгломерат крабоосьминога, влезшего в цистерну. Чудовище дружелюбно, но не уникально. Оказывается, за тёмной незаметной дверью таких пруд пруди. (Сальвадор Дали знал, кого брать в качестве моделей для своих полотен).
Здесь интересен момент расставания мальчика с фантасмагорийным существом, ведь у того своя страна, а у мальчика своя. Но будут ли эти страны добрыми соседями, совместимы ли они?
Когда некоторые авторы пишут заголовок "Шон Тан и его мир будущего" - у меня сомнения насчет слова "мир".
Сегодня страны-соседи с идентичной экономикой и практически одинаковым населением не могут сосуществовать в мире, а как это получится между странами киборгов и людей?
Грустен финал. Шон все реже встречает на улице тех самых «потерянных» существ, собранных из тканей органического и неорганического материала. Но это не значит, что их становится меньше.
Может мальчик перестает их замечать, потому что сам становится одним из них?
«Из абсурдного рассказа [про мальчика, нашедшего странную штуковину на пляже] эта история неожиданно превратилась в книгу о серьезных социальных проблемах..." (Шон Тан)
Шон Тан сумел побывать в нашем недалеком будущем и привез оттуда свои иллюстрации с натуры. Киноакадемия вдохновилась - номинант получил "Оскар".
Поэтому его графический роман "Прибытие" тоже без слов, правда, "без слов до слез". Это рассказ об эммигранте в постапокалиптическом городе. Обо всем говорят безмолвные иллюстрации. Сам Шон Тан в статье о «Прибытии» пишет, что отсутствие текста дает читателю возможность стать главным героем. А смыслы в графических романах нужно додумывать.
Сцены достаточно наполнены смыслом - эти люди прошли стадию зоопарков - они уже не восторгаются животными в клетках, и им самим грозит вскоре там оказаться. А монстры будут ходить и смотреть на них - в концлагеря, на заводы, в зоопарки, как на диковинных существ, когда-то населявших Землю.
И теперь я понимаю, почему Шон Тан считает само разделение на «детские» и «взрослые» книги искусственным.
Нам пора перестать лицемерно закрывать глаза на новые вызовы, и по старинке добывать "золотишко".
Сегодня, когда в руках непонятных людей столько власти, оружия и агрессии, - реальность Шона Тана, у которого люди держат на заднем дворе баллистические ракеты и доезжают до края мира на велосипеде не за горами.
"Прибытие", "Истории из далекого пригорода", "Красное дерево", «Ничья вещь» и «Зайцы» - это то, с чем стоит познакомиться. Хотя знакомство будет странным и непривычным. Эти книги, по словам Тана, «в необычной манере» затрагивают темы «колонизации, бюрократии... депрессии и одиночества».
Тан, конечно, хитер, - он создает свои книги не о будущем, а о настоящем.
Так что же будет, если прекратить делить книги на "взрослые" и детские"?
#общество
#культура
#художники
Читайте на канале:
О живописи сюрреалистов Я.Ясниковского и Р.Ольбиньского
За откровением искусства Ярослава Ясниковского гадалка уже не нужна
Писатель-фантаст Станислав Лем и одно его предсказание