Я часто критикую новостройки, реновацию и новые районы Москвы.
Буду честен - в большинстве случаев - все отвратительно.
Застройщики строят человейники, не обращая внимания на городскую среду, а думая лишь о том, как больше впихнуть метров.
И вместо уютных кварталов, прямых улиц, парковочных мест мы получаем, например, ЖК "Береговой"
Владельцы квартир в таких домах, заплатив десятки миллионов за "элитные" метры потом будут изо всех сил себя убеждать, что они живут в элитном ЖК, в престижном районе Москвы, а не в человейниках из г-вна и палок, проданных по завышенным ценам в ипотеку по 300 тыс. за метр.
Я уже писал про ЖК Испанский стыд "Испанские кварталы", где в поле придется строить многоуровневый паркинг, потому что мест для машин проектировщиками было предусмотрено мало. И вместо уютных кварталов - заставленные автомобилями новостройки в поле и 15 минут транспортом до метро.
Критикуя, предлагай!
Почему так хорошо на улицах в Европе или США? Почему люди едут туда смотреть именно города? Почему хорошо в центре Питера?
Я предлагаю сегодня рассмотреть всего одну улицу в Москве, всего одно место в городе, которое, я уверен, случайно (!) вдруг очень хорошо спроектировано. Сразу скажу, таких мест в Москве исчезающе мало.
Итак, Орликов переулок.
Небольшой переулок в Красносельском районе, ведущий от Каланчевской до Садового кольца.
Я сегодня попробую доказать, почему я считаю данный переулок образцом урбанизированной застройки и попытаемся понять, что там такого хорошего. Взглянем на это фото.
По виду это обычный переулок Москвы, но давайте присмотримся. Мне кажется, здесь случайно получился баланс между шириной улицы, тротуарами и этажностью.
Этажность застройки
Здесь дома от 4 до 11 этажей, при этом они не кажутся огромными башнями.
Ширина тротуаров
она комфортна для транзитного трафика пешеходов - не больше, не меньше. Тут вполне могут разойтись 3-4 человека. Для веранд кафе места не хватит, но здесь больше не надо.
Ширина проезжей части
Переулок односторонний, но здесь 4(!) полосы движения транспорта. Также есть парковка слева и выделенка справа. Получается, фактически 6 полос.
При этом переулок не кажется широким, здесь есть нерегулируемый пешеходный переход, его не страшно перейти.
Торговля и кафе
Первые этажи зданий изобилуют кафешками, магазинами, торговлей... Переулок живет! Все фасады используются для стрит-ритейл.
Планировка квартала
Несмотря на то, что перулок не прямой, он отлично вписывается в квартальную застройку - справа к нему примыкают еще улицы, которые уравновешивают трафик. А углы зданий образуют отличные точки притяжения трафика (к сожалению, здесь нет пекарни или кофейни).
Красная линия домов и дворы
Красная линия домов имеет хороший ритм, и ее прерывания органично вписаны в застройку.
У дома 6 и между 4-м и 6-м домом мы видим открытые пространства, которые можно использовать и для малоэтажной застройки, и для площадки, и для мусорки. Улица не превращается в туннель, но и свободное место не создает рыхлую среду.
В чем секрет?
Главный секрет - частота кварталов (100 метров) и улиц, при этом узкая улица и застройка переменной застройки.
Небольшой минус здесь в том, что улица достаточно узкая, без зеленых насаждений - всего несколько деревьев. Здесь нет места газонам, это не широкий бульвар, несмотря на 4 полосы движения.
Здесь может быть почти любая высота застройки - но если честно, инсоляция, вряд ди везде будет соответствовать нормам (кстати, их отменили!).
Здесь нет и не может быть больших дворов и пространств внутри кварталов - улицы фактически окружают одно здание.
Плюсы такого подхода
- Высокая плотность застройки - застройщики это любят
- Высокая плотность уличной сети - а вот тут неувязка - дороги не продашь, их строить дороже, чем дворы без машин
- В квартал можно встроить и небоскреб, и малоэтажку - красная линия домов не прерывается, главное ее соблюдать
- Такая планировка может иметь и "ЖК с территорией", но с открытым фасадом для всех. И как писал выше - территория будет небольшой в любом случае.
- Живые фасады дают возможность организовывать малый бизнес на первых этажах.
- Ширина проезжей части дает возможность гибко подходить к использованию улицы - односторонняя на 4 полосы - двустороняя по полосы - одностороняя на 2 полосы с огромными тротуарами. И при этом неизменно на улицах остаются парковочные места.
- Безопасность. На такой улице нет смысла разгоняться - частота перекрестков и переходов ограничивает скорость органически. Фактически перекрестки каждые 100-120 метров.
Примеры
Давайте взглянем на улицы одного из лучших городов планеты (Сан-Франциско). Без комментариев.
Итог
Так можно и нужно строить, но таких мест в Москве катастрофически мало. Даже в центре.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Другие статьи о новостройках и недвижимости:
Испанский стыд - многоэтажный паркинг для ЖК в чистом поле
Почему я никогда не куплю новостройку в Москве
Чек-лист квартиры в новостройке
Есть ли у вас примеры хорошо спроектироанных улиц и кварталов в Москве? Прикладывайте скриншоты.