Найти в Дзене
Дно Мещанства

Как должны выглядеть улицы Москвы - пример улицы, которая спроектирована как в США

Оглавление

Я часто критикую новостройки, реновацию и новые районы Москвы.

Буду честен - в большинстве случаев - все отвратительно.

Застройщики строят человейники, не обращая внимания на городскую среду, а думая лишь о том, как больше впихнуть метров.

И вместо уютных кварталов, прямых улиц, парковочных мест мы получаем, например, ЖК "Береговой"

Яндекс.Картинки. Рендер застройщика
Яндекс.Картинки. Рендер застройщика

Владельцы квартир в таких домах, заплатив десятки миллионов за "элитные" метры потом будут изо всех сил себя убеждать, что они живут в элитном ЖК, в престижном районе Москвы, а не в человейниках из г-вна и палок, проданных по завышенным ценам в ипотеку по 300 тыс. за метр.

Я уже писал про ЖК Испанский стыд "Испанские кварталы", где в поле придется строить многоуровневый паркинг, потому что мест для машин проектировщиками было предусмотрено мало. И вместо уютных кварталов - заставленные автомобилями новостройки в поле и 15 минут транспортом до метро.

Критикуя, предлагай!

Почему так хорошо на улицах в Европе или США? Почему люди едут туда смотреть именно города? Почему хорошо в центре Питера?

Я предлагаю сегодня рассмотреть всего одну улицу в Москве, всего одно место в городе, которое, я уверен, случайно (!) вдруг очень хорошо спроектировано. Сразу скажу, таких мест в Москве исчезающе мало.

Итак, Орликов переулок.

Яндекс.Карты Скриншот автора.
Яндекс.Карты Скриншот автора.

Небольшой переулок в Красносельском районе, ведущий от Каланчевской до Садового кольца.

Я сегодня попробую доказать, почему я считаю данный переулок образцом урбанизированной застройки и попытаемся понять, что там такого хорошего. Взглянем на это фото.

Яндекс.Панорамы. Скриншот автора
Яндекс.Панорамы. Скриншот автора

По виду это обычный переулок Москвы, но давайте присмотримся. Мне кажется, здесь случайно получился баланс между шириной улицы, тротуарами и этажностью.

Этажность застройки

Здесь дома от 4 до 11 этажей, при этом они не кажутся огромными башнями.

Ширина тротуаров

она комфортна для транзитного трафика пешеходов - не больше, не меньше. Тут вполне могут разойтись 3-4 человека. Для веранд кафе места не хватит, но здесь больше не надо.

Ширина проезжей части

Переулок односторонний, но здесь 4(!) полосы движения транспорта. Также есть парковка слева и выделенка справа. Получается, фактически 6 полос.

При этом переулок не кажется широким, здесь есть нерегулируемый пешеходный переход, его не страшно перейти.

Яндекс.Панорамы. Скриншот автора
Яндекс.Панорамы. Скриншот автора

Торговля и кафе

Первые этажи зданий изобилуют кафешками, магазинами, торговлей... Переулок живет! Все фасады используются для стрит-ритейл.

Яндекс.Панорамы. Скриншот автора
Яндекс.Панорамы. Скриншот автора

Планировка квартала

Несмотря на то, что перулок не прямой, он отлично вписывается в квартальную застройку - справа к нему примыкают еще улицы, которые уравновешивают трафик. А углы зданий образуют отличные точки притяжения трафика (к сожалению, здесь нет пекарни или кофейни).

Яндекс.Панорамы. Скриншот автора
Яндекс.Панорамы. Скриншот автора

Красная линия домов и дворы

Яндекс.Панорамы. Скриншот автора
Яндекс.Панорамы. Скриншот автора

Красная линия домов имеет хороший ритм, и ее прерывания органично вписаны в застройку.

У дома 6 и между 4-м и 6-м домом мы видим открытые пространства, которые можно использовать и для малоэтажной застройки, и для площадки, и для мусорки. Улица не превращается в туннель, но и свободное место не создает рыхлую среду.

В чем секрет?

Главный секрет - частота кварталов (100 метров) и улиц, при этом узкая улица и застройка переменной застройки.

Небольшой минус здесь в том, что улица достаточно узкая, без зеленых насаждений - всего несколько деревьев. Здесь нет места газонам, это не широкий бульвар, несмотря на 4 полосы движения.

Здесь может быть почти любая высота застройки - но если честно, инсоляция, вряд ди везде будет соответствовать нормам (кстати, их отменили!).

Здесь нет и не может быть больших дворов и пространств внутри кварталов - улицы фактически окружают одно здание.

Плюсы такого подхода

  • Высокая плотность застройки - застройщики это любят
  • Высокая плотность уличной сети - а вот тут неувязка - дороги не продашь, их строить дороже, чем дворы без машин
  • В квартал можно встроить и небоскреб, и малоэтажку - красная линия домов не прерывается, главное ее соблюдать
  • Такая планировка может иметь и "ЖК с территорией", но с открытым фасадом для всех. И как писал выше - территория будет небольшой в любом случае.
  • Живые фасады дают возможность организовывать малый бизнес на первых этажах.
  • Ширина проезжей части дает возможность гибко подходить к использованию улицы - односторонняя на 4 полосы - двустороняя по полосы - одностороняя на 2 полосы с огромными тротуарами. И при этом неизменно на улицах остаются парковочные места.
  • Безопасность. На такой улице нет смысла разгоняться - частота перекрестков и переходов ограничивает скорость органически. Фактически перекрестки каждые 100-120 метров.

Примеры

Давайте взглянем на улицы одного из лучших городов планеты (Сан-Франциско). Без комментариев.

Сан-Франциско. Скриншот автора с Google Maps.
Сан-Франциско. Скриншот автора с Google Maps.
Сан-Франциско. Скриншот автора с Google Maps.
Сан-Франциско. Скриншот автора с Google Maps.

Итог

Так можно и нужно строить, но таких мест в Москве катастрофически мало. Даже в центре.

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Другие статьи о новостройках и недвижимости:

Испанский стыд - многоэтажный паркинг для ЖК в чистом поле

Почему я никогда не куплю новостройку в Москве

Чек-лист квартиры в новостройке

Чек-лист дома-новостройки

Есть ли у вас примеры хорошо спроектироанных улиц и кварталов в Москве? Прикладывайте скриншоты.