Найти тему
Филиал Карамзина

Как дворяне жен в карты проигрывали

Какой же русский не любит быстрой езды?! А ещё вкусно покушать, и, конечно, потом перекинуться в карты. Азартные игры живут в России едва ли не с самого момента образования государства. Князь Владимир, ещё до того как стать Крестителем Руси, уже использовал игральные кости, кидая жребий. Неудивительно, что за многие века азарт стал одной из характерных черт наших соотечественников.

Реальность удивительнее вымысла

По-настоящему модной забавой высшего света карты стали в XVIII веке. Знать нажила себе такие бешеные состояния, что могла проигрывать в карты дома, имения и, конечно, крепостных. Церковь была резко против. Свою позицию по азартным играм высшие иерархи озвучили ещё Ивану Грозному в своём «Стоглаве» 1551 года, но теперь мнение священнослужителей мало кого интересовало.

Однако если проигрывать крестьян в XVIII веке уже считалось нормой, то представить в этой роли кого-то из представителей высшего сословия было совершенно невозможно. Когда свет увидела скандальная поэма Лермонтова «Тамбовская казначейша», в которой главную героиню поставил на кон проигравшийся в дым супруг, автор тут же подвергся обструкции. Между тем, в основе её лежала реальная история, которую поэт ещё смягчил.

Художник Гюстав Кайботт, "Игра в карты"
Художник Гюстав Кайботт, "Игра в карты"

На самом деле события происходили не в захолустном Тамбове, а в первопрестольной Москве. В роли заигравшегося мужа был не казначей Бобковский, а внук петровского соратника Михаила Голицына, князь Александр Николаевич Голицын (не тот, который был обер-прокурором Синода при Александре I, а его полный тёзка). Наконец, выиграть жену в карты удалось не заезжему улану Гарину, а графу Льву Кирилловичу Разумовскому, сыну последнего малороссийского гетмана и племяннику тайного мужа Елизаветы Петровны.

Эта история случилась в самом начале XIX века. Лев Кириллович успел пожить гвардейским кутилой в Петербурге, повоевать под началом Потёмкина и Суворова, и в возрасте 40 лет оставил службу. Он жил в Москве и познакомился здесь с Марией Голицыной (урождённой княгиней Волконской). Её красота тронула сердце графа, а печальная семейная история уязвила душу.

Мария Голицына и Лев Разумовский
Мария Голицына и Лев Разумовский

Дуэль за карточным столом

Известный франт и сумасброд князь Александр Николаевич Голицын буквально купил у родителей Марии разрешение на брак. Став её законным мужем он, с одной стороны, осыпал супругу украшениями и дорогими платьями, но с другой был груб, жесток и не гнушался даже физическим насилием, о чём регулярно шептались в гостиных.

Лев Кириллович решил положить этому конец. Сначала он планировал просто вызвать мерзавца на дуэль, но потом придумал более изощрённый план. Вся Москва знала, что Голицын азартен и не умеет останавливаться даже когда проигрывает.

Александр Николаевич Голицын
Александр Николаевич Голицын

Они сошлись за карточным столом, и Разумовский за ночь буквально разорил соперника. В одночасье князь лишился всех своих имений, но граф великодушно предложил отыграться: поставить на кон жену. В случае победы Разумовского он получал Марию, но отдавал всё выигранное прежде, в случае поражения — не получал ничего. Голицын согласился и вновь проиграл.

Впрочем, исход этой партии, на самом деле, был не так важен. В свете разразился неслыханный скандал. Сама готовность поставить на кон свою жену сделала Голицына изгоем общества, а Марии обеспечила развод. Вообще-то православная церковь относилась к ним крайне отрицательно, но тут налицо было такое грубое нарушение супружеского обета, что у священников просто не оставалось выбора. Уже в 1802 году Лев Кириллович и Мария Григорьевна обвенчались.

Азартные игры 19 века
Азартные игры 19 века

Однако хеппи-эндом тут и не пахло. Женщина была опозорена поступком бывшего мужа: после того, как на неё играли словно на крепостную девку, двери приличных домов для семейства Разумовских были закрыты. Вплоть до 1809 года они жили затворниками и изоляцию удалось нарушить только государю императору.

Он специально прибыл в Москву на семейный праздник в дом графов Кочубеев (родственников Марии Григорьевны), где её могли принимать. Там император не только пообщался с графиней Разумовской, но даже пригласил её на танец. Раз уж сам государь император не брезговал общаться с этим семейством, всем остальным тоже пришлось открыть свои двери.

Мария Разумовская
Мария Разумовская

А во время нашествия Наполеона супруги бежали из Москвы и нашли приют... в Тамбове, что и предопределило выбор Лермонтовым места действия для своей поэмы. Любопытно, что эта история не отвратила от азарта ни Разумовского, ни даже его жену. Графиня умерла только в 1865 году и до самой старости любила время от времени поиграть на курортах в рулетку.

Дополнительные материалы смотрите у нас на  ТЕЛЕГРАММ и ЮТУБ КАНАЛЕ.