Во многих компаниях для выработки идей, решений и инициатив используется метод мозгового штурма. Этот метод уже успел много раз видоизмениться, и на сегодняшний день существует колоссальное множество его вариаций. Но суть его состоит в следующем: собирается группа участников и ведущий, который озвучивает вопрос или проблему, после чего все участники предлагают свои варианты решения. И во многих случаях мозговой штурм – это действительно «выход», особенно когда времени на подготовку мало или ну совсем нет идей :)
И всё же у этого коллективного метода выработки решений есть свои минусы.
1) Время. Чтобы выдать решение одной и той же задачи, разным людям понадобится разное количество времени, в то время как длительность мозгового штурма (как любого коллективного мероприятия) для всех одинакова. Кто-то просто не успеет сгенерить идею, которая, возможно, была бы весьма неплохой
2) Пространство. Когда люди, занятые все вместе одним вопросом/проектом/задачей, находятся в одной точке и активно обсуждают, вокруг них формируется общее информационное поле. То есть новые свежие идеи обычно звучат только в начале, а далее дискуссия строится в основном вокруг уже сказанного. Участники дополняют друг друга, в результате получая общее решение, не концентрируясь на собственных мыслях
3) Застенчивость :) Как известно, все мы с вами разные: кто-то более активный и всегда стремится высказать своё мнение или продвинуть свои идеи. Кто-то не любит говорить во всеуслышание и ему вообще нужно сто раз всё обдумать прежде, чем вынести предложение. Поэтому активность участников на мозговых штурмах всегда разная: не все делятся своими идеями, даже если они есть
Однако стоит признать, что несмотря на вышесказанное, отказаться от мозговых штурмов никто из нас не готов :) Есть несколько пунктов, которые стоит соблюсти, чтобы максимально повысить эффективность этого метода совместной работы.
1. Подготовка
Определите участников заранее и заранее предупредите их о том, какой теме/проблеме будет посвящён мозговой штурм. Попросите их подготовиться к нему, задайте формат для подготовки (например, таблица с уже названными столбцами и строками и т. д.) и разошлите его участникам. Поставьте им дэдайн по подготовке – так вы сможете свести результаты в один документ, чтобы на самом мозговом штурме работать уже с ним
2. Повестка
Составьте крупноблочный план мозгового штурма с разбивкой по времени на каждый блок. Если мероприятие предполагается сложное и состоящее из нескольких тем, можно распределить ответственность за каждый этап (и тоже задать единый для всех формат)
3. Правила
Заранее определите краткий и понятный регламент проведения мозгового штурма и познакомьте с ним участников. Регламент должен включать в себя основные правила поведения: например: «чтобы высказаться, нужно поднять руку», «не перебивать говорящего» и т. д. Если ваш мозговой штурм предполагает принятие каких-либо решений, нужно заранее прописать порядок голосования
4. Организация
Позаботьтесь о том, чтобы для проведения мозгового штурма всё было готово технически. Вот небольшой чек-лист:
- комфортное помещение
- бумага
- ручки, карандаши
- флипчарт (или маркерная доска), маркеры
- ноутбуки и проектор, Интернет (при необходимости)
- распечатанные материалы по теме мозгового штурма на всех участников
- вода, кофе-брейк (если МШ предстоит долгий)
- диктофон (чтобы не упустить важные мысли)
5. Протокол
Для того, чтобы мозговой штурм «не прошёл бесследно» в сознании участников и чтобы его результаты не забылись и не потерялись, их необходимо зафиксировать. Можно использовать ту же форму, что и для повестки: по каждому вопросу указывать решение и ответственного за его реализацию (со сроком)
Качественная подготовка даст вам 80% качественного результата. Также стоит отметить, что для проведения мозговых штурмов (с учётом всего вышеперечисленного) существует множество форм и о них мы еще расскажем.
Команда Аптайм:)