Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: На испытаниях всегда не просто/ 13. "Касатки" на востоке - проектная ошибка

Уважаемые друзья, продолжаем постоянную рубрику, в которой вспоминаем различные аварии отечественных подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин, используя открытые источники. Таких происшествий было очень много, к счастью не все они привели к гибели людей, не часто о них упоминается и в литературе, так как некоторые они довольно скромные и не "хайповые".

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - вот только некоторые источники опасности для корабля, тем более подводного. А по мере поступления подводных лодок на флот происходили различные случаи, приводившие к авариям и происшествиям. Некоторые происшествия происходили ненамеренно, часто из-за незнания техники, некоторые - из-за имеющихся проектных ошибок.

Мы уже отмечали, что на первой отечественной субмарине "Дельфин", из-за принятых проектных решений имели место происшествия. Не удалось их избежать и на следующих типах русских субмарин, например , на подводных лодках типа "Касатка".

Новым проектом подводных лодок конструктора И.Г.Буб­нова, последовавшим за «Дельфином», стали подводные лодки типа «Ка­сатка». Все они строились на Балтийском заводе. Головная лодка серии была спущена на воду 24 июня 1904 года, за ней в августе «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметьев». Начавшиеся в Финском заливе испытания лодок вскоре были прерваны. В связи с началом русско-японской войны было принято решение отправить их на Дальний Восток.

По железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток суб­марины прибыли в середине декабря 1904 года, где из них сформировали Отдельный отряд миноносцев Сибирской во­енной флотилии. Но только весной, когда прибрежные воды освободились ото льда, они продолжили испытания.

Подводная лодка "Касатка" на Дальнем Востоке
Подводная лодка "Касатка" на Дальнем Востоке

Уже при первых погружениях головной лодки серии, «Касатки», проведённых ещё на Балтике, выяснилось, что лодка уходит под воду с большим дифферентом на корму. Прерванные испытания не позволили установить точную причину этого. Для компенсации плавучести на всех лод­ках в корме установили отдельную рубку-поплавок и уве­личили размеры горизонтальных рулей. Продолжившиеся испытания во Владивостоке показали, что предпринятых мер не достаточно. Во время плавания лодки неоднократ­но внезапно приобретали дифферент на корму, провалива­ясь на глубины до 55-57 метров (при максимальной глуби­не погружения 50 м). Только в конце августа определились с причинами этого явления.

Подводная лодка "Касатка" на испытаниях, 1904 год
Подводная лодка "Касатка" на испытаниях, 1904 год

Было замечено, что нарастание дифферента происходит с увеличением глубины плавания. Выяснилось, что при за­полнении балластных цистерн в них остаётся часть воздуха - воздушная подушка. Цистерны находились в оконечнос­тях лодки, их заполнение и осушение производилось помпа­ми, также допускалось продувание сжатым воздухом. Объём остававшегося воздуха в корме был больше чем в носу. Во время погружения лодки при открытых кингстонах цистерн вода сжимала воздух пропорционально изменению глуби­ны. Больший объём воздушной подушки в корме допускал и большее поступление воды в кормовую цистерну.

-4

Таким образом, нарушалась дифферентовка лодки. Корма опуска­лась всё ниже и ниже, удерживать равновесие с помощью горизонтальных рулей оказывалось уже не возможным. От­работка специальной техники погружения, позволила уст­ранить эту особенность поведения лодок под водой.

Балластные цистерны размещались в оконечностях лодки; носовая называлась “черной”, кормовая – “красной”. Вода в цистерны накачивалась и откачивалась помпами, кроме того, балластные цистерны можно было продувать сжатым воздухом. Внутри корпуса размещалась средняя (отрывная) цистерна, заполнявшаяся водой через кингстон и продувавшаяся воздухом. Носовая дифферентная (“белая”) цистерна и кормовая (“синяя”) размещались внутри прочного корпуса.

Боевых столкновений с противником за время русско-японской войны лодки не имели. Усовершенствованные средние рубки с командным мостиком, изготовленные Балтийским заводом, были установлены уже после окончания русско-японской войны (как на схеме ПЛ "Окунь").

Для справки: до середины 1915 года подводная лодка “Касатка” числилась в составе Сибирской военной флотилии, в 1914 году прошла капитальный ремонт во Владивостоке. В сентябре 1915 года была перевезена на Балтийское море и зачислена в 4-й дивизион ПЛ, базировавшийся в Мариехамне. Совершила в течение 1917 г. шесть кратковременных боевых выходов, один раз атаковала немецкий транспорт. 10 ноября 1918 года после ремонта в Петрограде отправлена по железной дороге в Саратов, где была спущена на воду и своим ходом дошла до Астрахани, где вошла в состав Военного флота Астраханского края и приняла участие в гражданской войне. С 31 июля 1919 года входила в состав Волжско-Каспийской военной флотилии, с 5 июля 1920 года – в морские силы Каспийского моря. В связи с полным износом механизмов 21 ноября 1925 года сдана ОФИ для разборки на металл.

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.