Найти тему
transportrussia

Гордиться нечем: подсчитаны штрафы водителям за 2020 год

Автоматические камеры выписали за прошлый год на 20% больше постановлений, чем в 2019-м. Сумма собранных штрафов выросла на 10%. Счёт первым идёт на сотни миллионов, вторым — на сотни миллиардов. Вот бы так росла наша экономика!

Камера видит, камера знает. Фото mskagency.ru
Камера видит, камера знает. Фото mskagency.ru

Сразу о главном. Такой рост (а он идёт далеко не первый год, и темпы не снижаются) не свидетельствует о том, что в России катастрофически падает уровень вождения. Напротив, он повышается, и это заметно любому сидящему за рулём регулярно. Просто количество автоматических камер на дорогах увеличивается ещё быстрее. Многие из них, несмотря на уверения официальных лиц в заботе о безопасности, больше похожи на ловушки, а потому оказываются весьма прибыльными. Вспомним хотя бы недавний случай с мобильным комплексом около строительства моста в Химках. Он столь рьяно контролировал неочевидную временную схему движения, что за несколько дней «заработал» больше 200 млн рублей! Что-то не похоже на заботу о безопасности, если столько автомобилистов не понимали, как нужно проезжать по-новому.

О количестве

За прошлый год ГИБДД выписала водителям почти 146 млн штрафов. И это только с помощью камер! Результат превышает итог 2019-го на 19,2%. Если брать общую статистику (+15% к 2019 году), включая и старания патрулей на дорогах, получится следующая картина:

• 124 млн раз превысили скорость;

• 13,6 млн раз проигнорировали требования дорожных знаков или разметки;

• 5,2 млн раз проехали на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика;

• 2,9 млн раз нарушили правила расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона;

• 2,8 млн раз управляли неисправным транспортным средством;

• 2,6 млн раз не пристегнулись ремнями безопасности или ехали в незастёгнутом мотошлеме;

• 2,6 млн раз ехали без ОСАГО;

• 1,9 млн раз не уступили дорогу «мигалкам», автобусам и другим маршрутным транспортным средствам;

• 1,4 млн раз нарушили ПДД пешеходы и «иные лица, участвующие в процессе дорожного движения»;

• 1,2 млн раз не пропустили пешеходов.

Пешеходы тоже не всегда были правы
Пешеходы тоже не всегда были правы

Основная масса самых популярных нарушений не изменилась. Отмечен рост доли неисправных автомобилей. Но, как и в случае с камерами на дорогах, он «искусственный»: ГИБДД активизировала работу по этому направлению, у инспекторов появилось больше оборудования для выявления дефектов (дымомеров, приборов для контроля шин и прочих). Если обратиться к не столь многочисленным проступкам, то за 2020-й поймали 550,7 тысячи (+0,3%) нетрезвых водителей и 22,4 тысячи (+5,1%) — в наркотическом опьянении.

В 2019 году было вынесено 142,1 млн постановлений (+11% к 2018 году), из которых 122,1 млн оказались на счету камер.

О деньгах

В том же 2019-м сумма наложенных ГИБДД санкций составила 106,5 млрд рублей. Минувший год увеличил сумму до 117 млрд, показав рост на 10%. Чтобы ощутить внушительность, скажем, что это примерно половина сметы на строительство Крымского моста.

Любопытный факт: заплатить больше остальных должны столичные водители (23 млрд рублей), а «писем счастья» больше всего доставили подмосковным (30,5 млн и рекордный рост на 30%). Заметим, рекорды поставлены в «ковидный» год, когда в течение половины весны и почти всего лета трафик на дорогах страны был значительно меньше обычного. Но +30% — это достижение только для Московской области. А так в стране есть регионы, где рост «штрафных» показателей достиг 100–200%! И ещё один факт в пользу того, что камеры работают, мягко говоря, не совсем эффективно. На Чукотке по-прежнему нет ни одной камеры, у неё последнее место по штрафам, но — никакой катастрофы с показателями аварийности.

Доля штрафов, вынесенных с помощью камер, за год выросла с 84% до 87%. Сумма «заработка» для бюджетов увеличилась с 82,7 до 94,1 млрд рублей. Больше всего камер в Москве (более 2,6 тысячи штук), и до последнего времени у столицы было первое место и по количеству постановлений, и по собранной с водителей сумме. Однако в 2020-м Подмосковье наштамповало 30,5 млн «писем счастья», тогда как мегаполис — 30,2 млн (+8,2%). Общая «стоимость» штрафов — 18,9 млрд рублей (+30%) против 23 млрд (-2,2%) соответственно.

За кадром остались старания столичного «Администратора парковочного пространства» (за неоплаченную парковку) и Московской административной дорожной инспекцией (стоянка на газоне и прочее). Приставы взыскали с должников 1,5 млрд рублей в 2020 году, что на 200 млн больше, чем годом ранее.

Водители бывали весьма оригинальны в поиске парковки
Водители бывали весьма оригинальны в поиске парковки

В пятёрку лидеров по штрафам также вошли Татарстан (7,34 млн постановлений на 4,72 млрд рублей), Краснодарский край (6,33 млн постановлений на 4,06 млрд рублей), Свердловская область (4,59 млн постановлений на 3,7 млрд рублей). Наибольший прирост в денежном объеме — в Тульской области (+200%, 2,05 млрд рублей), Башкирии (+135%, 2,57 млрд рублей), Карелии (+101%, 376 млн рублей), Новгородской (+84%, 407,3 млн рублей) и Иркутской областях (+83%, 962 млн рублей).

На Чукотке выписали за год всего 7,1 тысячи штрафов, и все вручную. Далее по возрастающей идут Ненецкий автономный округ (17,7 тысячи), Магаданская область (91,6 тысячи) и Тыва (140 тысячи). По темпам снижения лидируют Еврейская автономная область (–50%), Мордовия (– 48%), Тыва (–42%) и Кировская область (–35%).