Колыбелью русского военного флота обыкновенно считают город Воронеж. Так ли это? С какой оговоркой можно принять такое утверждение? Воронеж издавна служил местом постройки стругов, т. е. плоскодонных судов, на подобие барок, в отличие от них имевших более острые оконечности. И еще в 1695 году, для нужд Первого Азовского похода, на Воронежской верфи таковых построено было 1259. Но это все были суда транспортные, предназначавшиеся для перевозки войска, провианта, амуниции, орудий, снарядов, лошадей и т. п., и для блокады, для действий чисто военных, совершенно не пригодные. Правда, готовясь под Азов вторично, царь Петр самолично заложил в Воронеже, весною 1696 года, два военных судна, так называемых галеаса: «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Но второй из них к началу кампании совсем еще не был готов и участия в блокаде не принимал, да и «Апостол Петр» спущен был на воду еще не вполне готовый, и потом, вслед ему, посылались «на отделку», струги с дополнительным материалом. Да, наконец, одно судно, хотя бы и такое, сравнительно, большое, как галеас, флота создать, очевидно, не могло. Откуда же появился этот флот, несомненно, сослуживший добрую службу во Втором Азовском походе?
Первые русские корабли, составившие боевую единицу, были построены в подмосковном селе Преображенском, обычной в те годы резиденции молодого царя.
Как только неудача Первого Азовского похода выяснила необходимость блокады турецкой крепости также со стороны и моря, Петр немедля приступил к созданию необходимой для этой цели флотилии. Как раз в навигацию 1695 года в Архангельск прибыла из Голландии заказанная там за год перед тем (и первоначально предназначавшаяся для плавания по Волге и Каспийскому морю) галера. Ее в спешном порядке разобрали и, с наступлением морозов, в разобранном виде, на санях, привезли в Москву. Здесь она послужила образцом для новых галер, на этот раз уже русской постройки.
Дело было спешное: оно захватило правительство, врасплох. Недостаток рабочих рук, привычных к топору и рубанку, пополнен был Преображенскими солдатами, вернувшимися из-под Азова вологодскими плотниками. Призвали плотников, кроме того, из Нижнего Новгорода. С первых же дней почувствовался недостаток необходимых инструментов: больших двуручных пил на лицо не оказалось и трех штук; их спешно выписали из Воронежа. Лесопильная мельница, сооруженная в Преображенском, готовила доски из сырого замерзшего леса. Работа закипела, и хотя торопливость и малая подготовленность к делу отразилась на ее качестве, все же в течение трех месяцев: декабря, января и февраля, были готовы и только не собраны, 21 галера и 4 брандера. Это и был первый русский военный флот.
Галерою называлось двухмачтовое судно с латинскими парусами, сидящее в воде до 7 футов. Размеры галер колебались от 125 до 160 футов длины, от 18 до 30 футов ширины. Конечно, от длины зависело и количество банок: наибольшее число их доходило до 50 (по 25 на каждом борту), с пятью-шестью гребцами на каждую. Артиллерия, помещавшаяся на носу, доходила до пяти орудий: четыре 8-фунтовых и одна 36-фунтовая. Галера, привезенная из Голландии (ее обыкновенно зовут галерою Лефорта), принадлежала к наименьшим по величине образцам указанного типа. Она не превосходила длиною 125 футов, шириною около 30; была двухмачтовая, 28-весельная, с тремя медными 2-5 фунтовыми орудиями и экипажем в 133 человека. О размерах галер, построенных в Преображенском, к сожалению, не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что шесть из них были 28-весельные, пять — в 36 весел, четыре — в 34, две — в 32, две — в 30, одна — в 38 весел, что большинство имело по 3 орудия, у остальных по 4, по пять же и по шесть орудий имелось всего лишь у двух галер. Осадка преображенских судов была не менее 7 футов.
К концу февраля 1696 года работа на Преображенской верфи была закончена. Оставалось приготовленные части галер перевезти в Воронеж, собрать там и спустить на воду. 23 февраля царь Петр выехал из Москвы и 29 февраля прибыл в Воронеж. Вслед за его отъездом началась отправка судов. Каждую галеру сопровождал назначенный на нее командир с командой. Перевозка судов совпала с распутицей: весна в том году наступила ранняя. К 19-му марта отправка судов из Преображенского была закончена, но работа здесь продолжалась и после того еще некоторое время: на лесопильной мельнице работали днем и ночью, готовя и отправляя в Воронеж доски. Там же приготовляли смоляные канаты, и в течение апреля и мая их было отправлено более полусотни «спусков» на 92 подводах.
В Воронеже весь март прошел в сборке галер. Несмотря на сильные дожди и сменявшие их морозы, работа, хоть на время и приостановившаяся, подвигалась вперед, по признанию самого государя, «без мешкоты» и «с поспешением». Со 2-го апреля начали одна за другою спускать на воду галеры, что заняло по времени почти весь этот месяц.
Таким образом, к маю 1696 года, ко времени возобновлена военных действий, военный флот, и встроенный в Преображенском и собранный в Воронеже, был готов и не мешкая направился на юг, куда поплыл и «Апостол Петр». Хотя на гравюре Шхонбека «Апостол Петр» и изображен в действии наряду с галерами, но всюду, где флот принимал участие в осаде, упоминаются одни галеры. Впрочем, если даже и допустить участие галеаса, то его единичные усилия все равно не могли бы иметь большой цены. Вообще, военные суда воронежской постройки во время похода 1696 года не играли и не могли играть значительной роли, во-первых, потому что они не были к этому подготовлены, во-вторых, потому что их и не думали подготавливать к этой роли, всю тяжесть задачи возложив на суда преображенские.
Поэтому необходимо признать, что в первый момент зарождения русского флота — настоящего, серьезного, а не «потешного», который существовал и раньше — пальма первенства принадлежать селу Преображенскому, а не городу Воронежу.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если Вам понравился материал - обязательно подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, не забудьте поставить ЛАЙК!
Всего Вам доброго!