Найти тему
Шкатулка с историями

"Здесь полная антисанитария и холодно, как в России..."- почему о дворе Генриха VIII отзывались нелестно

Не секрет, что во времена, когда дипломатия значила в мировой политике больше, чем посты в твиттере, должность посла требовала от соискателя недюженных талантов, изворотливости и цинизма. Герой моего рассказа обладал и талантом, и цинизмом, и идеализмом. Как это могло сочетаться? А вот могло! Помогало... чувство юмора.

Диего Уртадо де Мендоса - выдающийся испанский поэт 16 века, чуть менее известен как дипломат - хотя на хлеб с маслом зарабатывал этим ремеслом. Именно зарабатывал - потому что, к сожалению для себя, Диего был самым младшим из "семерых по аристократическим лавкам", и как раз на нем раздача наследства закончилась.

Прогадав с датой рождения, дон Диего однако не унывал - проторенной сотнями самых младших бедолаг дорогой, он поначалу намеревался получить духовное звание, и зарабатывать этим. Однако отучившись в университете Саламанки, понял, что если и хочет не только кормиться сам, но и духовно окормлять граждан, то уж точно не в сфере религии. Шутки юмора, неприличные стихи и военное дело - вот что доставляло ему истинное удовольствие.

И Альба еще молодой...
И Альба еще молодой...

Примерно в эти же годы он близко сдружился с Фернандо Альваресом де Толедо, будущим "железным герцогом" Альбой. В те времена в нем не было ничего железного, и Альба больше был известен как романтик, повеса и тоже любитель фривольных стихов - правда в отличии от Диего де Мендоса, более уверенный с своем обеспеченном будущем.

Тем временем их повелитель император Карл V затеял поход на Тунис и пирата Барбароссу - и Диего де Мендоса вместе с Альбой записались добровольцами.

-4

Император Карл V, лично принимавший участие, организовал это славное мероприятие на манер какого-то мега-масштабного корпоратива, куда были приглашены буквально все - от государственных секретарей с женами до кадрового резерва - юных аристократов вроде Альбы и дона Диего. И надо сказать, план сработал - Барбароссу, конечно, не поймали, но развлеклись и пропиарились знатно, и более того - в процессе образовалась настоящая боевая КОМАНДА, в буквальном смысле хлебавшая солдатскую кашу из одного котелка. Старые аристократы -бездельники еще долго потом вспоминали с придыханием:" Вот в былые времена мы с императором уууу", а карьеристы благодаря Тунису тем временем усердно делали карьеру. По итогам похода среди начинающих карьеристов был замечен и Диего де Мендоса.

Рассудив, что диплом университета Саламанки дорогого стоит, император решил, что боевой и симпатичный ему дон Диего вполне созрел для роли дипломата - и отправил в самое пекло (вернее стужу), в Лондон, послом к Генриху VIII.

Шапуи повезло - в посвященных Тюдорам произведениях он полноценный персонаж, что для посла большая редкость!
Шапуи повезло - в посвященных Тюдорам произведениях он полноценный персонаж, что для посла большая редкость!

Постоянным послом там уже много лет трудился знакомый каждому поклоннику тюдоровской эпохи словоохотливый Эсташ Шапуи, а для обсуждения предполагаемого брака старины Генриха с Кристиной Датской и других матримониальных соглашений Мендосу послали к нему в пару . Уж послали, так послали!- решил дон Диего.

"Я в порядке, но хоть этой зимой и не было холодов, я здесь до смерти замерз и чувствую себя так, как будто живу в России. С другой стороны санитарные условия здесь тоже не улучшились, так что я, как человек наученный опытом, едва услышу звон колокола, следую Вашему совету и удираю отсюда по меньшей мере на пятнадцать миль. И если есть возможность оказать услугу, прошу Вас подумать обо мне и моем коллеге. О нем - потому что он уже хорошо послужил, обо мне - потому что я еще пригожусь. Недавно я болел лихорадкой, и только мысль о том, что я вероятно близок к тому, чтобы так и умереть, не разбогатев, вероятно спасла меня, настолько она оказалась невыносима". Диего де Мендоса Кобосу
И даже принцесса Мария его не впечатлила
И даже принцесса Мария его не впечатлила

Пьяная бравада королевских чиновников тоже вызывала у послов мало положительных эмоций.

"Дважды или трижды и без всякого повода с нашей стороны, представители короля внезапно заявляли мне и дону Диего:" А вы наверно воображаете, что мы сделаем все, о чем попросит император из страха того, что происходит в Ницце? Так вот, вы ошибаетесь - если даже Папа, император и король Франции организуют лигу против нас, нам на это плевать". - Шапуи Марии Венгерской.

Как бы то ни было, фактор Ниццы оказался решающим - заверения императора в дружбе и слезы принцессы Марии не продвинули дело ни на шаг, брак Марии Тюдор с португальским инфантом не состоялся, как и помолвка Генриха с Кристиной Датской.

В итоге Генрих отправился искать любви "фламандской кобылы" Анны Клевской, принцесса Мария - под строгое наблюдение отцовских шпионов, Шапуи продолжил тяжкую работу на дипломатических галерах, а Диего де Мендоса выклянчил перевод в более цивилизованное и теплое место - в Италию.

Где его приключения и злоключения только начнутся. Впереди роковая любовь, конфликт с Папой Римским, дипломатический триумф, опала и посмертная литературная слава.

Но заспойлерю сразу: худшие опасения дона Диего сбудутся - он все-таки умрет, не разбогатев.

Продолжение