Найти тему
Андрей Мятиев

Обзор редчайшего трекового велосипеда для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея.

Очередной редкий экспонат Веломузея – стайерский трековый велосипед (для соревнований «гонка за лидером») модели В-600, изготовленный на Харьковском Велосипедном Заводе в 1974 году.

Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Гонка за лидером - вид велосипедной трековой гонки, в которой каждый гонщик преодолевает дистанцию, следуя за лидером, едущим на мотоцикле, в его "аэродинамической тени". В результате такой техники достигаются высокие скорости, значительно превышающие скорость обычных велосипедистов. Велосипедист именуется стайером, а мотоциклист - лидером. Успех состязания зависит не только от силы стайера, но и от слаженности совместных действий велосипедиста и мотоциклиста. Модель В-600 была разработана в Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения (ЦКТБ Вело) по заказу Харьковского Велозавода в 1972 году. Новая модель должна была сменить предыдущую стайерскую машину – ХВЗ В-928, к тому моменту устаревшую и не соответствующую строгому международному регламенту гонок за лидером. Велосипед, по сути, был спроектирован «с чистого листа» - новая геометрия, иные комплектующие. Унификация с серийными велосипедами ХВЗ на этой веломашине была минимальной - шатуны, педали с туклипсами, корпуса втулок и рулевые подшипники. Остальные части изготавливались специально для В-600. Велосипед имеет заднее колесо 27", а переднее 24". Регулируемый рулевой вынос - "пушка" оснащен тягой жесткости с креплением к передней вилке. Седло специальной конструкции с упором в верхнюю трубу рамы. В комплект к каждому велосипеду входили передние звездочки с количеством зубьев от 61 до 70.

Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1973 году в ЦКТБ построили и испытали экспериментальный экземпляр, после чего всю документацию передали на ХВЗ. В 1974-м в экспериментальном цехе было собрано 11 экземпляров стайерских велосипедов В-600, которые Федерация Велоспорта СССР распределила по спортколлективам, культивирующим этот вид трековых гонок. «Шестисотые» первоначально попали в Тулу, Харьков, Ногинск, Тбилиси и Ленинград. Дальнейшая «ротация» осуществлялась уже самими гонщиками и их тренерами. Судя по официальной внутризаводской статистике, тираж модели так и ограничился этими 11 единицами – таким образом, стайерские В-600 можно считать одними из самых редких серийных советских гоночных велосипедов!

Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Трековый велосипед для гонок за лидером ХВЗ В-600 1974 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Представленный в коллекции экземпляр В-600 был передан в Веломузей тульским конструктором мотоциклов, энтузиастом гонок за лидером, Мастером Спорта Международного Класса Евгением Дмитриевичем Власовым.

Гонки за лидером на Тульском велотреке. 1970-е гг.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гонки за лидером на Тульском велотреке. 1970-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Евгений Дмитриевич родился 6 октября 1933 года в Туле. В 1949 году окончил среднюю школу № 20, в 1975-м - Народный университет научно-технических и экономических знаний. В 1983 году Евгений Власов окончил Тульский Государственный Педагогический институт им. Л. Н. Толстого, получив там второе, физкультурное образование. Быстрый рост в большом спорте начался с 1953 года, когда он стал чемпионом Тулы и призером ряда соревнований в трековых гонках с лидерами и уже в 1955 году со стайером В. Фединым занял второе место на первенстве СССР в Ереване. С 1953 года не раз становился призером и победителем международных соревнований в Брно, Клайпеде, Тбилиси, Таллине, Туле. В составе сборной команды страны участвовал в шести чемпионатах Мира в Чехословакии, Японии, Германии, Испании, Норвегии, Италии. В 1959 году ему присвоено звание Мастера Спорта по мотоциклетному спорту, в 1961 году - звание Мастера Спорта по велосипедному спорту, а в 1979-м - Звание Мастера Спорта Международного Класса. В 1974 году он становится рекордсменом СССР, а в 1979 - рекордсменом Мира. Власов Е. Д. двенадцать раз завоевывал звание Чемпиона СССР и России (1977, 1980, 1990-1999 гг.). Подготовил более 20-ти мастеров спорта и 6 чемпионов: Губенков В. - чемпион СССР (1977, 1978, 1980 гг.), рекордсмен мира (1979 г.), участник чемпионата мира (1981 г.); Егоров В. - чемпион СССР и России (1990, 1991, 1992 гг.), участник чемпионатов мира (1990, 1991, 1992 гг.); Бессонов А. - чемпион России (1993, 1994 гг.), участник чемпионатов мира (1993, 1994 гг.); Миронов А. - чемпион России (1995, 1996гг); Новиков И. - чемпион России (1997, 1998 гг.); Беласик О. - чемпион России (1999 г.) Помимо достижения высоких личных спортивных результатов и проявления выдающихся тренерских способностей, Евгений Дмитриевич Власов на протяжении ряда лет являлся одним из главных организаторов и участников международных соревнований «Тульский трек» и «Тульский мотоцикл», более 15 лет на общественных началах проводил в Туле учебно-тренировочные сборы спортсменов из Москвы, Пензы, Перми, Кунгура и Тулы, специализирующихся в гонках с лидерами. Проводил большую общественную работу, являясь председателем технической и МТО комиссии Федерации велоспорта Тулы. Весь свой огромный спортивный опыт Власов Е. Д. успешно применял на своей основной работе на Тульском Машиностроительном заводе (Туламашзавод). За 40 лет работы явился автором около 30 патентов и авторских свидетельств на изобретения и промышленные образцы. Наибольшую известность приобрели разработанные совместно с инженерами А. В. Храмченко и А. Н. Балахтаром мотоциклы на широкопрофильных шинах «Тула» ТМЗ-5.951 и 5.952, а так же трицикл 5.971, которые стали широко известны не только в России, но и далеко за её пределами. Для оснащения соревнований «Гонка за лидером» Евгений Дмитриевич спроектировал мотоцикл «Тула – Лидер», выпущенный на ТМЗ тиражом 10 экземпляров (один из таких мотоциклов хранится в коллекции Веломузея). В 1988 году Е. Д. Власов награждён знаком «Изобретатель СССР». В 1989 году награждён медалью «Ветеран труда». В 1990-м удостоен звания «Ветеран Труда Тульского Машзавода».

Здесь можно ознакомиться с обзорами трековых велосипедов 1970-80-х годов, которыми пользовались советские гонщики:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Евгений Дмитриевич Власов среди мотоциклов для гонок за лидером "Тула - Лидер" собственной разработки на тульском велотреке. Конец 1980-х годов.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Один из этих мотоциклов хранится в коллекции Веломузея.
Евгений Дмитриевич Власов среди мотоциклов для гонок за лидером "Тула - Лидер" собственной разработки на тульском велотреке. Конец 1980-х годов. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева. Один из этих мотоциклов хранится в коллекции Веломузея.
Гонки за лидером на  велотреке в Ногинске Московской области. Стайер едет на велосипеде ХВЗ В-600. Гонки за лидером на Тульском велотреке. 1970-е гг.  Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Гонки за лидером на велотреке в Ногинске Московской области. Стайер едет на велосипеде ХВЗ В-600. Гонки за лидером на Тульском велотреке. 1970-е гг. Фото из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.