“Русские на войне своих не бросают”! Эта известная фраза из культового фильма “Брат-2” давно стала частью русского фольклора. Но не только. После “лихих 90-х”, когда каждый был за себя, после нулевых, когда преобладала “групповая” солидарность, сегодня мы постепенно приходим к традиционному для Русской цивилизации “цивилизационному” подходу, когда недопустимо бросать ВСЕХ “своих”. Причём не только русских…" Автор - Владимир Хомяков.
Что лучше? Открыто ненавидеть как это делает Украина и Грузия или скрыто "любить" как это делает Армения и Казахстан? Ответ очевиден. Пока мы все с вами активно обсуждает одного очень известного "узника совести" в соседнем к нам Казахстане местного блогера Ермека Тайчибекова собираются судить за " излишнюю" любовь к России. И это в стране, которая является нашим стратегическим партнером.
Тайчибеков был арестован 23 сентября 2020 года казахстанскими правоохранительными органами, после того как в сеть попал ролик с его интервью украинскому (!) СМИ. В этом ролике он ни говорит ничего крамольного (в отличии от Навального) казалось бы. Критикует местные власти за .... русофобию и ушемление русского языка ( Казахстан принял решение отказаться от кириллицы в пользу латиницы), напонимает о решаюшей роли России и русского народа в становлении Казахстана как суверенной республики в советское время (Казахстан до 1936 года находился в составе РСФСР), а затем и в суверенной государственности уже после распада СССР, так же призывает Казахстан к более реальной и тесной интеграции с Россией и к диалогу с другими соседними государствами.
Все эти вещи известны давно, никакой тайны Тайчибеков нам не открыл, однако казахстанские власти усмотрели в этом крамолу и попытку "разжигания межнациональной розни" и возбудили уголовное дело по статье 174 уголовного кодекса Казахстана. А вы говорите, что Навальный — мученик?
Поверивший в современную Конституцию Тайчибеков посмел иметь свое собственное мнение о своей стране и ее взаимоотношениях с Россией. И поплатился за это. Потому что современном Казахстане видимо до сих пор живут и процветают (более того – прорастают всё активнее и в разных форматах) средневековые подходы казахских жузов , когда степень дозволенного человеку – его прав, слов и даже мнений – зависит не от того, прав он или нет, а от возраста или от положения. Свобода слова говорите? У нас никто внимания бы не обратил на такие "крамольные" интервью.
Ермек, наивно полагавший, что современная Конституция все таки выше средневековых привычек, однажды уже столкнулся с правосудием. В 2015 году его осудили на 4 года за призывы к интеграции с Россией (вышел в 2017 году по УДО). Но ни сломать, ни " отрихтовать" под стандарт” этого парня у властей не получилось. Он по-прежнему остался при своем мнении. Как типичный средневековый еретик. И вот новый арест по формальному поводу и угроза нового срока, более длительного, плюс к этому клеймо "политического рецидивиста". А это уже серьезно.
Если бы подобное происходило в современной Украине, то я не удивился ни капли. Но Казахстан...
Возможно эта история так и осталась тайной за семью печатями и с "инакомыслящим" блогером расправились бы по-тихому, но оказалось, что в России у него есть куча сторонников, которые не стали молчать и заявили о поддержке громогласно .
Одним из таких является правозащитный центр "Царьград", по инициативе которого было направлено открытое письмо президенту Токаеву и его предшественнику Назарбаеву от представителей российской общественности и известных российских политиков, которое будет передано по дипломатическим каналам. В этом обращении подчеркивается, что уголовное преследование Тайчибекова носит явно политический характер и связано с его общественной деятельностью. Как вообще, как можно судить человека только за то, что он призывает Казахстан к миру и дружбе с Россией, если это является официальной позицией Нур-Султана?
Преследование блогера нарушает пп .1 и 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, где чёрным по белому написано, что "свобода слова гарантируется", что "цензура запрещается" и что "каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещённым законом способом". Но видимо, не каждый и не любую информацию.
Можем ли мы оставить в данной ситуации "своего" Ермека Тайчибекова на произвол судьбы?
Это дело становится важным не только для Казахстана, но и для нас, для России. Ибо оно является своеобразным индикатором жизнеспособности и нашего общества тоже: его способности и готовности отстаивать "своих" всеми доступными средствами. За своих не по крови, даже не по вере, но – по духу и мировоззрению. Ермек – этнический казах и мусульманин. Но разве не стократ он более "свой" для нас, чем иные чистокровные русские, презрительно именующие Россию "Рашкой" и готовые сделать её хоть колонией, лишь бы в этой колонии лично их посытнее кормили?!
А это значит, что так просто отдавать его на расправу "полит-баям" недопустимо. Своих бросать нельзя – иначе в итоге одни и останемся. Мы защищаем своих на Донбассе, а чем от них отличается казах, который "топит" за Россию?
Тайчибеков , в отличие от того же Навального, гораздо больше "наш". При этом, он не предавал свой народ в угоду другим государствам. Он за крепкий союз между Россией и Казахстаном. А вот нынешнее руководство Казахстана, видимо смотрит в другую сторону. Однако эта политика " многовекторности " уже себя изжила давно исжила . Невозможно сидеть на двух стульях одновременно. И примеров тому наглядное множество.
Как бы то ни было, но в нынешнем Казахстане русским жить не просто. Если в 1991 году русских и казахов было примерно поровну, то сейчас русских меньше 25% и это показатель. Русские бегут из Казахстана...