Найти тему

Анафема автору "Войны и мира": почему Лев Толстой был отлучен от церкви?

Ровно 120 лет назад, 24 февраля 1901, года было опубликовано постановление Синода, согласно которому знаменитый русский писатель Лев Толстой был признан отпавшим от церкви.

«Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая», — так гласило определение Синода.

Лев Толстой в молодости
Лев Толстой в молодости

Отношения Льва Толстого с христианством были достаточно сложными. От рождения он был верующим православным христианином. До определённого момента он соблюдал все обязательные на то время предписания: прибегал к таинствам, соблюдал посты. Однако позже, по его собственным словам, осознал, что вся религия — ложь и обман. Он начал разрабатывать собственное учение, которое, по его мнению, было ближе к истинному христианству.

Окончательно толстовство оформилось в 80-е годы XIX века. Оно основывалось на идеях христианства, кроме того подразумевало пацифизм, вегетарианство, отрицание собственности, полный отказ от насилия и т. д. Ничего нового в этом учении не было — все эти идеи были стандартны для сотен христианских сект Америки. 

Но то, что их проповедовал культовый писатель, делало их привлекательными для масс.

Толстой заходил всё дальше и дальше. 

Он начал отрицать догматические каноны христианства: догмат о троице, загробную жизнь. Также он отверг все таинства, объявив их колдовством, молитвы — кощунством, и всё церковное учение — вредной и коварной ложью.

Тем не менее Священный Синод довольно долгое время Синод никак не наказывал Толстого, опасаясь, что после этого он будет объявлен мучеником и его идеи станут еще более популярны.

Однако всё больше людей заражались идеями толстовства, и 24 февраля 1901 года Синод провозгласил отпадение от церкви Льва Толстого.

 

Существует миф о том, что Толстой был предан анафеме, но это не так — его только объявили отпавшим от церкви до принесения покаяния. Однако даже этого оказалось достаточно для того, чтобы Толстой моментально стал кумиром всей прогрессивной и оппозиционной общественности.

Определение Священного Синода
Определение Священного Синода

Жена писателя вспоминала: «Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы… Несколько дней продолжается у нас в дому какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера — целые толпы».

Толстой на постановление Синода ответил злобным письмом, в котором подтвердил, что отрицает догматы, обряды и таинства и считает существующую версию христианства неправильной. 

В связи со случившимся на Толстого обратили внимание и революционеры, ранее не уважавшие его за безыдейность. Даже В.И.Ленин посвятил Толстому несколько работ и назвал его истинным выразителем идей русского крестьянства.

Современники, однако, отмечали, что личность Толстого была весьма противоречивой. Несмотря на его приверженность пацифизму и неприятие государства, узнав о сдаче Порт-Артура во время русско-японской войны, он впал в неистовство и кричал, что все надо было взорвать к черту, но не отдавать японцам. 

Отпадение от церкви сделало писателя настоящей звездой — с момента опубликования постановления Синода и до самой смерти он практически каждый год выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе и Нобелевской премии мира.

Лев Николаевич Толстой в последние годы жизни
Лев Николаевич Толстой в последние годы жизни

Церковь же до последнего надеялась, что Толстой все же покается. В 1910 году, незадолго до кончины графа, к нему из Оптиной пустыни по поручению Святейшего синода приехал старец Варсонофий Оптинский. Но родственники не пустили его к умирающему. 

После смерти писателя Синод запретил совершать панихиды по усопшему. Несмотря на запрет, вдова Толстого в 1912 году нашла священника, согласившегося нарушить запрет и заказала отпевание покойного супруга. Когда случившееся придали огласке, церковь постановила считать состоявшееся богослужение частной молитвой.

В 2001 году потомки писателя обратились в патриархию с просьбой об отмене определения Синода. В 2010-м аналогичное прошение выдвигал Сергей Степашин. Официальный ответ церкви гласил, что человека, который сам отверг себя от церкви, невозможно вернуть в её лоно.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк. 

Если вам нужна консультация генеалога или вы хотите узнать больше об истории своей семьи, обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47.