Когда клиент, обратившийся с серьезными внутренними проблемами, при воспоминании о детстве первым делом замечает, что вырос "в очень интеллигентной семье" - у меня автоматически начинает дергаться левый глаз. Велика вероятность того, что работа будет сложной и долгой. Ведь "интеллигентное" насилие всегда тихое, ласковое и про любовь. (Сразу замечу, что намеренно беру прилагательное "интеллигентное" в кавычки, так как веду речь не об интеллигенции в целом, а об определенном виде родительского поведения).
"Интеллигентный" родитель не скажет "я злюсь на тебя, я не хочу проводить с тобой время", но наверняка скажет тысячу раз "не сутулься, не мельтеши, как тебе не стыдно". "Интеллигентная" мать скорее окружит ребенка гиперопекой, чем признает, что понятия не имеет как его, взрослеющего, любить, а отец по этой же причине предпочтет дни и ночи проводить в кабинете или на работе за великими трудами.
Словно "интеллигентная семья" - это семья, где принцессы не какают, а взрослые никогда не злятся, не бывают растеряны, не ошибаются и всегда любое свое поведение могут объяснить большим количеством правильных слов.
В "интеллигентных" семьях все делается из любви и на благо, а остальное просто не замечается. Остального нет.
"Интеллигентная" мать никогда не опустится на уровень отца-алкоголика (а значит на пошлет его трехэтажным матом прочь из своей жизни), а интеллигентный отец по трезвому делу никогда не признает собственную тень (в которой, к примеру, страх людей и ненависть к собственному отцу).
И если в семьях, не отягощенных большим количеством образования и великих предков, насилие выглядит как насилие, слабость как слабость, а предательство как предательство, то в "интеллигентных" семьях все выглядит как бесконечная игра в чаепитие у королевы, где мало искренних, честно называемых переживаний и много пустых слов, скрывающих настоящее.
В такой среде ребенок, чувствующий между взрослыми напряжение, гнев и бессилие, выдаваемые ему за... да ни за что, за пустоту, за "этого не существует", за "вся проблема в том, что в стране бардак", или в том, что "ты вести себя не умеешь", или "у нас так не принято" или "у Клары Захаровны сын стал депутатом", вынужден отказаться от собственных чувств и научиться так же рефлексировать на мелочи вокруг, только бы не видеть себя внутри.
Неосознаваемые процессы всегда токсичны для тех, кто рядом, а в "интеллигентных" семьях не осознается, отрицается бОльшая часть сложных, теневых переживаний... И такое невидимое "интеллигентное" отравление зачастую очень трудно увидеть и признать даже через десятки лет. А до тех пор, пока оно не признано, внутри невыносимо исключительно потому, что "в стране бардак"...
Психолог Татьяна Фишер Фирсова / Петербу…