Наряду с коллективизацией и индустриализацией в молодом советском государстве проходила и культурная революция. Она объединяла в себе ликвидацию неграмотности, воспитание своей интеллигенции и создание новой культуры.
Еще Лев Толстой и Антон Чехов организовывали школы для деревенских детишек, но эта практика была в Российской империи не очень развита. По статистике, почти три четверти населения России к 1917 году было неграмотным. А провести амбициозные реформы, вроде индустриализации, с неграмотными работниками не представлялось возможным. Отошло время рабочего, бездумно стучащего молотом по наковальне или крестьянина, бредущего за своей лошаденкой с плугом.
За станком должен стоять человек, имеющий, как минимум, начальное образование. И управлять трактором должен такой же. Советское правительство объявило борьбу за всеобщую грамотность. Это называлось – ликвидация безграмотности, ликбез. Задача – замечательная и очень достойная. На ее решение были отпущены короткие сроки и направлено множество кадров.
В городах и селах организовывались занятия для детей и взрослых, обустраивались избы-читальни…
Еще одним большим плюсом этой политики являлось отделение школы от церкви. Теперь церковники не ограничивали образование молодежи лишь знакомством со своей религиозной литературой.
К 1939 году грамотными были 91% мужчин и 73% - женщин. Что можно только приветствовать. Кроме того, в глухой провинции и в местах, где в большинстве проживали народы, отставшие в развитии науки и техники, была организована хоть какая-то медицинская служба, в сознание постепенно внедрялось понятие о гигиене…
В том, как проводился ликбез, были и минусы. Хотелось, как побыстрее, поэтому не учитывались местные обычаи и колорит, хотя в реформе культуры именно на это и нужно обращать внимание. Нельзя просто приехать к крошечному народу и сказать им, что бога нет, объявить шаманов шарлатанами и смеяться над ними. Местные поколениями считали шаманов уважаемыми людьми. И нужно проводить реформы плавно, постепенно, чтобы люди поняли разницу. А так – многие отшатнулись от странных приезжих, которые пришли со своим уставом.
А в мусульманских республиках вытеснялась арабская письменность, на которой написана чтимая этими народами литература. Зачастую детей отбирали от кочевых народов насильно, чтобы усадить за парту. Это совершенно не в их традициях и воспринималось в штыки.
Но если это можно списать на перегибы на местах и несообразительных реформаторов, то к другой проблеме так легко не подойти.
Дело в том, что одной из задач культурной революции было превращение марксистко-ленинской идеологии в личные убеждения человека. Власть решила, что, дав человеку немного грамотности, обрела право думать за него и навязывать ему свои идеалы. В тех же избах-читальнях велась работа по агитационно-пропагандистской обработке. Все знания подавались только в свете классовой предпочтительности.
Издательства были национализированы, многочисленные объединения поэтов, композиторов, художников были распущены, вместо них были организованы отраслевые творческие союзы, вступить в который было возможно лишь в том случае, если придерживаешься верного курса.
Возникло понятие – социалистический реализм. Это «художественный метод, сущность которого состоит в правдивом, исторически конкретном отражении действительности в ее революционном развитии в свете коммунистического эстетического идеала». Идеал властей стал обязательным для всех.
Все время существования Советского Союза в нем действовала цензура. Это когда один человек, прочитавший или посмотревший что-либо, запрещает читать или смотреть это другому человеку. Основной работой таких запрещающих органов был поиск и запрет «антисоветской пропаганды». Что может к ней относиться – решали сами цензоры. В разное время такое определение давали джазу и рок-н-роллу, Зощенко и Цветаевой, Есенину и Пастернаку.
Человек, живущей в СССР, был обязан верить в те идеалы, которые ему навязывала власть. Неверующий в них, должен был или скрывать свои мысли и предпочтения (читать самиздат, слушать музыку «на ребрах») или получать наказание, как «антисоветчик».
В чем же были основные идеалы? Человек в СССР должен был иметь сакральное отношение в власти, ее политике, ее целям. Это не обсуждалось. Государство право по определению. А человек находится в необъятном долгу перед властью и обязан с радостью умереть ради нее. Был какой-то культ смерти за страну. Причем сам человек частью этой страны как бы не считался, и его интересы, мечты и чаяния страну не интересовали. Но он должен был сносить любые тяготы, жить в холоде или надрываться на работе лишь потому, что Родине это нужно.
Причем Родиной себя назвали те, кто находился у власти. Они взяли на себя право говорить от имени всех. Пионеры должны были быть готовы к чему? К борьбе за дело коммунистической партии. Комсомол что отвечал, когда партия сказала – «надо»? «Есть!»
Военная тематика превалировала над всеми остальными. Идеальное общество с точки зрения властей ходило строем. И было одинаковым. Любые проявления неодинаковости расценивались, как «антисоветчина». Такие обвинения кидались даже таким деятелям, как Шостакович, Прокофьев, Бродский, Мандельштам.
В моем детстве нам часто рассказывали притчу про прутик и веник. Нам усиленно внушали, что мы – прутики, мы ничто по одиночке. Только веник крепок. Правда забывали объяснить, кто этим веником машет.
С одной стороны, власть получила что хотела. Послушное в большинстве своем население, думающее так, как ему сказали (то есть, не думающее). А с другой стороны, опираться можно лишь на то, что оказывает сопротивление. На тех людей, которые имеют свое мнение, которые способны отличить белое от черного, которые видят недостатки и пытаются найти способы их устранения.
Таких-то людей власть и оттолкнула от себя. Карьеристы, лицемеры, послушные молчуны гораздо легче продвигались вверх. А оказавшись наверху, продолжали ту же политику и, за редкими исключениями, серость стала представлять власть.
Став взрослым, я случайно узнал, как называются пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые красным шнуром на латыни. Фасции. В двадцатом веке на итальянской земле появилась партия, которая взяла их в качестве символа и в честь их назвавшая себя. И опять советская власть загадала мне загадку. С одной стороны, прививала ненависть к фашизму, а с другой – воспитывала на тех же принципах.
Все вышесказанное – мое личное мнение. Не считаю себя в праве считать его абсолютной истиной. Если есть аргументы – будет интересно обсудить. Любителям поругаться – не утруждайтесь, не отвечу.