Найти тему

Свадьба пела и плясала. Часть первая

Оглавление
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

Свадьба с препятствиями, свадьба с уловками, интригами, сюрпризами – излюбленный комедийный сюжет. О свадьбах сочиняли пьесы и песни. «Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы», - вздыхали женихи и невесты.

Вспомним о свадьбах в советском кино, о фильмах, разошедшихся на цитаты.

Свадьба по-французски. «Соломенная шляпка» (1974 год, режиссёр Леонид Квинихидзе).

Фильм снят по мотивам одного из самых успешных водевилей Эжена Марена Лабиша и Марк-Мишеля. «Соломенную шляпку» дважды экранизировали во Франции, причём первый раз за дело взялся один из мэтров французского кино - Рене Клер.

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"
Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

Если экранизацию Рене Клера критики сравнивали с ироничным балетом, то фильм Квинихидзе, скорее, смесь абсурдистской комедии с бенефисом Андрея Миронова. В роли жениха-повесы он затмевает весь остальной звёздный ансамбль. Похоже, месье Фадинар настолько не хочет жениться, что подсознательно добивается скандала и расторжения брака. Именно этим пугает героя Миронова его будущий тесть (Владислав Стрижельчик), чудаковатый провинциал-садовод.

В городке, где проходит регистрация брака, свадьбу называют «деревенской».

«Деревенщиной» ругает Фадинара тесть, хотя, судя по манерам, жених – человек гораздо более светский, чем его новая родня.

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"
Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

Удивительно, но в фильме о свадьбе невесте (Марина Старых) отведена настолько второстепенная роль, что спустя несколько минут после просмотра, невозможно восстановить в памяти её лицо. Сказывается и отсутствие актёрского опыта – Старых дебютировала в кино и чувствовала себя неловко рядом со знаменитостями. Для развития сюжета гораздо важнее экс-любовница Фадинара Клара (Людмила Гурченко), потенциальная пассия, баронесса де Шампиньи (Алиса Фрейндлих) и даже все оставшиеся за кадром Лизетты, Мюзетты…

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"
Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

Поступки героев, по большей части, лишены логики – эти люди словно придуманы исключительно для того, чтобы стать живым подтверждением фразы Фонвизина, которую почти сто лет спустя повторил Достоевский: «Рассудка француз не имеет, да и иметь его почёл бы за величайшее для себя несчастье».

Вероятно, благодаря этой отстраненности – «мы играем во французскую жизнь, которая сама по себе есть игра», - фильм получился лёгкий, смешной, с изрядной долей аморализма, то есть, по всем критериям подходящий для показа в новогодние праздники.

Кадр из фильма "Соломенная шляпка"
Кадр из фильма "Соломенная шляпка"

В «Иронии судьбы, или С лёгким паром» на экране телевизора возникает эпизод с Мироновым и Гурченко – своего рода режиссёрский привет исполнителям, которых он хотел снимать в этой картине, но на пробах, как пишет в «Неподведённых итогах» Эльдар Рязанов, «играли два комедийных «зубра», которые не могли соскочить с манеры и интонации «Соломенной шляпки». В итоге роли Лукашина и Нади получили другие артисты.

Киноцитаты: Зять мой, я расторгаю всё! Молоденький - молоденький пастушок… очень современно. Папа, а что со мной будут делать?

Свадьба-ловушка. «Свадьба в Малиновке» (1967 год, режиссёр Андрей Тутышкин).

На первый взгляд – бесхитростная оперетка. На самом деле – эпического масштаба история, сродни «Красной свадьбе» в «Игре престолов».

Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

Малиновка – женское царство в разгулявшемся, взбаламученном море гражданской войны. До поры до времени здешние селянки-солдатки жили спокойно, но вдруг (с этого «вдруг» начинаются все легенды, сказки и триллеры) в село является местный уроженец, «идейный атаман» Грициан Таврический (Григорий Абрикосов), которого в Малиновке помнят, как Грицко. Он добивается близости от красотки Яринки (Валентина Лысенко) и обещает ей, что сыграет свадьбу. На самом деле пан атаман собирается поглумиться над бедной девушкой.

Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

В фильме, как в древнем мифе, участь красавицы – быть принесённой в жертву чудовищу. И происходит это с ведома её родного отца Назара Думы (Владимир Самойлов), командира отряда красноармейцев. Для Назара свадьба – шанс захватить врасплох банду Грициана, а чтобы попасть на брачный пир, он, словно сказочный герой, прибегает к двойному перевоплощению.

Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

Сначала в солдата-одиночку, который возвращается с фронта домой, а затем «солдат» сбрасывает шинель и предстаёт в образе штабс-капитана Чечеля, эмиссара барона Врангеля.

Свадебное застолье быстро доходит до стадии брутальной пьянки.

Грициан тянет невесту в опочивальню, мать Яринки напоминает ему про обещание, что всё будет честно. Но обвенчать молодых некому. Затесавшийся в банду священник (родной брат попа-расстриги из банды Сидора Лютого в «Неуловимых мстителях») в лоскуты пьян.

Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

Защищая честь дочери, красный командир рубится на саблях с атаманом, а тем временем его бойцы и женский гарнизон Малиновки заняты ликвидацией незаконного вооружённого формирования, и утро встречает их победой.

Для сыгравшей Яринку Валентины Лысенко (Николаенко) это была самая значительная роль в актёрской биографии. В семидесятые годы Валентина служила в Театре на Таганке, в нулевые снималась в сериалах.

Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"
Кадр из фильма "Свадьба в Малиновке"

Гелий Сысоев, в фильме - суженый Яринки Андрейка, снимался во многих фильмах, которые смело можно назвать классикой: «Плохой хороший человек» (1973 год), «Единственная» (1975 год), «Ключ без права передачи» (1976 год), «Приключения принца Флоризеля» (1979 год), «Остров сокровищ» (1982 год). Как и для многих актёров, нулевые годы стали для него временем сериалов. «Я нормальный советский человек, а главное для меня – это моя работа», - сказал Сысоев в одном из интервью.

Киноцитаты: Шо я в тебя такой влюблённый? Бац! Бац! И мимо… Ты ошиблась, солдатка. Шо ты молчишь, как рыба об лёд? Кони стоят пьяные, хлопцы запряжёны. Гадский папа!