4,9K подписчиков

6 уроков сценарного мастерства из фильма "Когда Гарри встретил Салли"

Многие авторы хотят стать такими же успешными как сценаристка Нора Эфрон.

Многие авторы хотят стать такими же успешными как сценаристка Нора Эфрон.

Тексты Эфрон всегда сочетают в себе остроумие, юмор и честность, но "Когда Гарри встретил Салли" стал её визитной карточкой в индустрии.

За три десятилетия с момента премьеры фильма… он остаётся золотым стандартом, по которому сравнивают все ромкомы. Так чему же именно сценаристы могут научиться у классической ленты Роба Райнера и сценария Норы Эфрон?

СКАЖИ ТО, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО СКАЗАТЬ

С первых же сцен фильма становится ясно, что Гарри, Салли и их друзья разговаривают как обычные живые люди. Они используют сарказм, повторяют реплики с недоверием ("Ты заставил женщину мяукать?"), шутят в одну секунду и говорят что-то совершенно серьёзное в следующую.

Истинный талант Эфрон заключается в сочетании этого реалистичного диалога с умными и ёмкими репликами, которые гораздо более кинематографичны, чем всё, что реальные люди когда-либо говорят вслух.

Давайте будем честными, большую часть времени люди не очень складно разговаривают в реальной жизни, и никто не хочет смотреть точную копию того, мы общаемся в повседневных разговорах.

В этом и заключается ключ для сценаристов — вы должны найти тонкое равновесие между диалогом, который кажется верным жизни, и диалогом, который хорошо звучит в фильме.

ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ

"Ты, конечно, понимаешь, что мы никогда не сможем стать друзьями."

Одна из ловушек, в которую попадают слишком многие авторы ромкомов, - это отвратительный, надуманный любовный треугольник. Хотя они легко создают драму на экране, любовные треугольники не совсем реалистичны. Когда в последний раз вам приходилось выбирать между двумя людьми, в которых вы были одинаково влюблены?

Многие авторы хотят стать такими же успешными как сценаристка Нора Эфрон.-2

"Когда Гарри Встретил Салли" за авторством Эфрон умело избегает очевидного клише с любовным треугольником. На самом деле она заходит так далеко в противоположном направлении, что Гарри и Салли фактически не выносят друг друга в течение первых 10 лет истории и даже не задумываются о романтических чувствах до 50-ой минуты фильма.

Авторы, которые желают написать следующую великую романтическую комедию, должны принять к сведению, что пара, о которой идёт речь, на самом деле не должна быть "идеальной парой" как в большинстве фильмов, и романтическое напряжение можно найти в местах, которые не имеют форму треугольника.

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ

"Мне нравится, что у тебя уходит полтора часа на то, чтобы заказать сэндвич"

Трусы на каждый день недели. Читать последнюю страницу книги. То, как Салли держит дистанцию с Гарри. То, как Салли смотрит на каждый отдельный конверт, прежде чем бросить его в почтовый ящик. А так же Гарри, который придумал мультяшного кота, который плюёт виноградные косточки в окно.

Это не просто забавные детали, которые Эфрон поместила в историю. Они раскрывают характер Гарри и Салли. Да, эти специфические причуды заставляют нас любить их ещё больше, но они также рассказывают о том, что движет историей в "Когда Гарри встретил Салли".

Для всего этого ромкому нужно создать напряжение между Гарри и Салли. Когда драма исходит от ваших персонажей, а не от сюжетных моментов, которые вы им навязали, вы всегда будете выделяться на фоне остальных авторов.

ХОДИТ И РАЗГОВАРИВАЕТ

"Так приятно, когда можно посидеть с кем-нибудь и не разговаривать.”

Я люблю тишину так же, как и любой другой парень (хотя, очевидно, не так сильно, как Гарри), но меня не удивляет, что из тишины не получается хорошего кино.

Никому не нравится наблюдать, как два человека сидят и просто смотрят друг на друга, а Нора Эфрон - это королева диалогов, которая следит за тем, чтобы её персонажи что-то делали и всегда вели интересные разговоры.

Многие авторы хотят стать такими же успешными как сценаристка Нора Эфрон.-3

Во второй раз, когда Гарри и Салли встречаются, их основное взаимодействие — продолжение дебатов о том, могут ли мужчины и женщины быть друзьями?. Это происходит, когда они идут по аэропорту, пробираясь сквозь толпу пассажиров. Когда Гарри рассказывает своей лучшей подруге Джесс и о распаде своего брака, каждые несколько фраз прерываются фанатами на футбольном матче, которые запускают "волну" болельщиков.

Хотя действие не обязательно каким-либо образом влияет на разговор или историю, наличие у персонажей "сквозного действия" во время истории, построенной на диалогах, - это разумный способ привлекать внимание аудитории на протяжении всего фильма.

ПЕРЕМЕНЫ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ

Первым блюдом в вашем ромкоме должна стать пара в центре сюжета, а главным ингредиентом будет нечто сугубо индивидуальное — личностный рост.

Когда Гарри и Салли впервые встречаются, ничто так не символизирует различия в их характерах, как противоположные мнения о концовке фильма "Касабланка". Их дискуссия о Бергман и Богарте в конечном итоге приводит к дискуссии, которая обеспечивает основу для всего фильма — могут ли мужчины и женщины быть друзьями, или секс всегда мешает этому?

Затем, снова обратившись к "Касабланке" уже позже, Эфрон показывает зрителям, как сильно изменились Гарри и Салли. Гарри более снисходителен к своим идеалам, Салли более реалистична в своих ожиданиях.

Эфрон понимает — и это должны усвоить все авторы, — что для того, чтобы ромком работал, два главных героя должны претерпеть какие-то индивидуальные, личные изменения, чтобы счастливый конец казался заслуженным.

Потому что, если Гарри и Салли останутся такими же упрямыми, злобными людьми, какими они были, когда встретились, действительно ли они заслужили свою награду?

СЕКРЕТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАБАВНЫМИ

"А потом мы полюбили друг друга.”

В начале фильма Гарри и Салли переезжают в Нью-Йорк, готовые начать свою карьеру после окончания колледжа. Когда Гарри запрыгивает на пассажирское сиденье, а Салли увозит их с территории кампуса Чикагского университета, оба оказываются полноценными и состоявшимися персонажами. У каждого из них есть личная история, причуды и особенности, а также жизненный опыт, о котором зрители ничего не знают и никогда не узнают.

Одна из самых важных вещей, которую Эфрон знает как сценарист, заключается в том, что автором не нужно объяснять абсолютно всё. Она никогда не говорит зрителям, куда Салли и Гарри летят на этом самолете.

Мы никогда не узнаем, как Салли и Мари познакомились, или когда Гарри и Джесс стали такими хорошими друзьями. Изображения пингвинов по всей квартире Салли, но эта деталь даже не обсуждается, не говоря уже о том, чтобы объяснить её зрителю.

Сценаристы должны знать, что это нормально, если на некоторые вещи только намекают, другие просто упоминают, а потом забывают или вообще пропускают. На самом деле, это хорошо! Это значит, что ваша история реальна, что у неё есть ноги и своя собственная жизнь.

Билли Кристал и Мэг Райан - волшебники. Нью-Йорк, как всегда, неотразим. Романтический дискуссии - кайф. Но "Когда Гарри Встретил Салли" не было бы без сильного текста сценаристки Норы Эфрон.

И эти шесть уроков совсем не единственные, которые сценаристы могут извлечь из классической романтической комедии; всегда есть чему поучиться у Гарри и Салли.

Автор статьи: Britton Perelman

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.