Найти тему
script bro | сценаристы

6 уроков сценарного мастерства из фильма "Когда Гарри встретил Салли"

Оглавление

Многие авторы хотят стать такими же успешными как сценаристка Нора Эфрон.

Тексты Эфрон всегда сочетают в себе остроумие, юмор и честность, но "Когда Гарри встретил Салли" стал её визитной карточкой в индустрии.

За три десятилетия с момента премьеры фильма… он остаётся золотым стандартом, по которому сравнивают все ромкомы. Так чему же именно сценаристы могут научиться у классической ленты Роба Райнера и сценария Норы Эфрон?

СКАЖИ ТО, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО СКАЗАТЬ

С первых же сцен фильма становится ясно, что Гарри, Салли и их друзья разговаривают как обычные живые люди. Они используют сарказм, повторяют реплики с недоверием ("Ты заставил женщину мяукать?"), шутят в одну секунду и говорят что-то совершенно серьёзное в следующую.

Истинный талант Эфрон заключается в сочетании этого реалистичного диалога с умными и ёмкими репликами, которые гораздо более кинематографичны, чем всё, что реальные люди когда-либо говорят вслух.

Давайте будем честными, большую часть времени люди не очень складно разговаривают в реальной жизни, и никто не хочет смотреть точную копию того, мы общаемся в повседневных разговорах.

В этом и заключается ключ для сценаристов — вы должны найти тонкое равновесие между диалогом, который кажется верным жизни, и диалогом, который хорошо звучит в фильме.

ПРОБЛЕМЫ В ОТНОШЕНИЯХ

"Ты, конечно, понимаешь, что мы никогда не сможем стать друзьями."

Одна из ловушек, в которую попадают слишком многие авторы ромкомов, - это отвратительный, надуманный любовный треугольник. Хотя они легко создают драму на экране, любовные треугольники не совсем реалистичны. Когда в последний раз вам приходилось выбирать между двумя людьми, в которых вы были одинаково влюблены?

-2

"Когда Гарри Встретил Салли" за авторством Эфрон умело избегает очевидного клише с любовным треугольником. На самом деле она заходит так далеко в противоположном направлении, что Гарри и Салли фактически не выносят друг друга в течение первых 10 лет истории и даже не задумываются о романтических чувствах до 50-ой минуты фильма.

Авторы, которые желают написать следующую великую романтическую комедию, должны принять к сведению, что пара, о которой идёт речь, на самом деле не должна быть "идеальной парой" как в большинстве фильмов, и романтическое напряжение можно найти в местах, которые не имеют форму треугольника.

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ

"Мне нравится, что у тебя уходит полтора часа на то, чтобы заказать сэндвич"

Трусы на каждый день недели. Читать последнюю страницу книги. То, как Салли держит дистанцию с Гарри. То, как Салли смотрит на каждый отдельный конверт, прежде чем бросить его в почтовый ящик. А так же Гарри, который придумал мультяшного кота, который плюёт виноградные косточки в окно.

Это не просто забавные детали, которые Эфрон поместила в историю. Они раскрывают характер Гарри и Салли. Да, эти специфические причуды заставляют нас любить их ещё больше, но они также рассказывают о том, что движет историей в "Когда Гарри встретил Салли".

Для всего этого ромкому нужно создать напряжение между Гарри и Салли. Когда драма исходит от ваших персонажей, а не от сюжетных моментов, которые вы им навязали, вы всегда будете выделяться на фоне остальных авторов.

ХОДИТ И РАЗГОВАРИВАЕТ

"Так приятно, когда можно посидеть с кем-нибудь и не разговаривать.”

Я люблю тишину так же, как и любой другой парень (хотя, очевидно, не так сильно, как Гарри), но меня не удивляет, что из тишины не получается хорошего кино.

Никому не нравится наблюдать, как два человека сидят и просто смотрят друг на друга, а Нора Эфрон - это королева диалогов, которая следит за тем, чтобы её персонажи что-то делали и всегда вели интересные разговоры.

-3

Во второй раз, когда Гарри и Салли встречаются, их основное взаимодействие — продолжение дебатов о том, могут ли мужчины и женщины быть друзьями?. Это происходит, когда они идут по аэропорту, пробираясь сквозь толпу пассажиров. Когда Гарри рассказывает своей лучшей подруге Джесс и о распаде своего брака, каждые несколько фраз прерываются фанатами на футбольном матче, которые запускают "волну" болельщиков.

Хотя действие не обязательно каким-либо образом влияет на разговор или историю, наличие у персонажей "сквозного действия" во время истории, построенной на диалогах, - это разумный способ привлекать внимание аудитории на протяжении всего фильма.

ПЕРЕМЕНЫ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ

Первым блюдом в вашем ромкоме должна стать пара в центре сюжета, а главным ингредиентом будет нечто сугубо индивидуальное — личностный рост.

Когда Гарри и Салли впервые встречаются, ничто так не символизирует различия в их характерах, как противоположные мнения о концовке фильма "Касабланка". Их дискуссия о Бергман и Богарте в конечном итоге приводит к дискуссии, которая обеспечивает основу для всего фильма — могут ли мужчины и женщины быть друзьями, или секс всегда мешает этому?

Затем, снова обратившись к "Касабланке" уже позже, Эфрон показывает зрителям, как сильно изменились Гарри и Салли. Гарри более снисходителен к своим идеалам, Салли более реалистична в своих ожиданиях.

Эфрон понимает — и это должны усвоить все авторы, — что для того, чтобы ромком работал, два главных героя должны претерпеть какие-то индивидуальные, личные изменения, чтобы счастливый конец казался заслуженным.

Потому что, если Гарри и Салли останутся такими же упрямыми, злобными людьми, какими они были, когда встретились, действительно ли они заслужили свою награду?

СЕКРЕТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ЗАБАВНЫМИ

"А потом мы полюбили друг друга.”

В начале фильма Гарри и Салли переезжают в Нью-Йорк, готовые начать свою карьеру после окончания колледжа. Когда Гарри запрыгивает на пассажирское сиденье, а Салли увозит их с территории кампуса Чикагского университета, оба оказываются полноценными и состоявшимися персонажами. У каждого из них есть личная история, причуды и особенности, а также жизненный опыт, о котором зрители ничего не знают и никогда не узнают.

Одна из самых важных вещей, которую Эфрон знает как сценарист, заключается в том, что автором не нужно объяснять абсолютно всё. Она никогда не говорит зрителям, куда Салли и Гарри летят на этом самолете.

Мы никогда не узнаем, как Салли и Мари познакомились, или когда Гарри и Джесс стали такими хорошими друзьями. Изображения пингвинов по всей квартире Салли, но эта деталь даже не обсуждается, не говоря уже о том, чтобы объяснить её зрителю.

Сценаристы должны знать, что это нормально, если на некоторые вещи только намекают, другие просто упоминают, а потом забывают или вообще пропускают. На самом деле, это хорошо! Это значит, что ваша история реальна, что у неё есть ноги и своя собственная жизнь.

Билли Кристал и Мэг Райан - волшебники. Нью-Йорк, как всегда, неотразим. Романтический дискуссии - кайф. Но "Когда Гарри Встретил Салли" не было бы без сильного текста сценаристки Норы Эфрон.

И эти шесть уроков совсем не единственные, которые сценаристы могут извлечь из классической романтической комедии; всегда есть чему поучиться у Гарри и Салли.

Автор статьи: Britton Perelman

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Наш сценарный курс

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.