Найти в Дзене
Александр Санкин

Являются ли аукцион и игра на якобы низменных чувствах грехом с точки зрения православия

Мнение воцерковленного христианина об этичности аукционного метода продажи недвижимости.

Вопрос об этичности аукционного метода периодически возникает и обсуждается в тематических сообществах. Некоторых смущает то, что в своей методике мы якобы используем манипуляцию низменными чувствами людей, такими, как алчность и ревность, например. хотя, я алчность и ревность низменными чувствами не считаю. Впрочем, мнения всегда разделяются, поэтому время от времени я задаю этот вопрос своим собеседникам.

На днях я принимал экзамен у своего ученика из Севастополя Юрия Кондакова. Как выяснилось, он человек воцерковленный. У него нет священного сана, но он помогает батюшке как пономарь в местном храме. На мой вопрос, когда станете священником, Юрий ответил: « Как говорил апостол Павел, каждый служит тем даром, который получил».

Юрий Кондаков
Юрий Кондаков

И тогда я задал Юрию вопрос о методе, который волнует многих:

– Вы служите в храме, значит, вы человек воцерковленный и разбираетесь в этих вещах. Была недавно дискуссия в нашем сообществе, она периодически возникает. Многих волнует вопрос, как относиться к тому, что мы вроде как играем на низменных чувствах людей, когда проводим аукцион. Потому что мы говорим, что метод основан на импульсах, которые движут всеми людьми, а именно это алчность и ревность. На низкую цену люди приходят в больших количествах, хотя, при этом знают, что, возможно, цена вырастет в ходе торгов, мы об этом честно предупреждаем. Но, тем не менее, в надежде на чудо, из алчности, люди приходят в больших количествах. И потом уже ревность играет свою роль. Какой ваш ответ на этот вопрос, мне интересно с точки зрения православного христианства, является ли это неправильным или греховным так с людьми поступать?

Вот, что ответил Юрий:

– Я понял вопрос. На этот счёт есть не самая простая для понимания притча, которую Господь рассказывает о неправедном управителе, которого подловил собственник на том, что он не очень эффективно распоряжается его хозяйством. После чего говорится, что приобретайте богатством неправедным себе друзей.

Мы же не обманываем человека, мы не продаем ему какой-то объект, с точки зрения законодательства кривой, мы же ему не продаём «кота в мешке» с поломанными стенами. Мы продаём ему живой хороший объект, для нас есть какие-то критерии, мы действительно не занимаемся всем подряд. Поэтому, если мы продаём ему объект недвижимости с его характеристиками, мы это не скрываем, то наша ответственность как продажников - показать ему дополнительную ценность этого объекта, и это не является чем-то греховным.

У нас такая работа. Поэтому этическую сторону какую-то проблемную я не усматриваю. Если бы мы обманывали человека, вводили бы в заблуждение, лукавили, это было бы - да. А здесь мы выполняем свою работу, человек волен выбирать это сам. Он волен соревноваться, и ничего в этом тоже плохого нет. Помните, ещё одна притча была про таланты. Когда Господь одному дал 10, другому 3, а третьему 1. Один пошёл и ничего не сделал, а другие наторговали, отдали торговцам, заработали денег. И в этом смысле нет у меня никаких по этому поводу этических проблем ни с аукционами, ни с другими методами продаж.

Александр Санкин:

– Согласен. Я ещё так говорю - если ты любишь человека, говорят же - возлюби человека как самого себя или даже больше, чем себя. Так вот, если ты любишь людей, ты их не судишь - какие есть, такие и есть. Мы же не судьи людям, как мы можем судить, слабость это или нет, низменное чувство это или не низменное, ревность и алчность - грех это или не грех. Не нам судить, мне кажется.

Юрий Кондаков:

-2

– Я немного дополню. Это как раз упирается в один из мифов про православие, о том, что православные люди должны быть нищими. Нет, Господь говорит - блаженны нищие духом, а не нищие вообще. Православие и вообще христианская культура не приветствует нищету. Есть монашеские истории, понятно. Господь даже всегда в Библии, и в Ветхом и Новом завете говорит - я хочу, чтобы вы были в изобилии. Поэтому да, есть такая ловушка, мол, ты православный, ты всем должен, ещё и в нищете должен страдать. Нет, конечно. Наоборот, ты должен быть богат на всякое доброе дело. А для этого надо иметь много денег.

Александр Санкин:

– Да, верно. Лучший способ помочь бедным - это не стать одним из них.

Юрий Кондаков:

– И иметь возможность помогать.

Александр Санкин:

– Круто, я рад, что вы на этот вопрос ответили. С вашего разрешения, этот ответ я опубликую, чтобы люди знали, как к этому относиться, к аукционам.

Юрий Кондаков:

– Да, мне же это не мешает. Мы действительно сейчас запускаем в Севастополе с благочинием большой проект по восстановлению монастыря Свято-Георгиевского. Это будет большая территория, которая не вся будет сакральной. Там будет место для монахов и для храмов, туда будет закладываться общеобразовательная школа, городской парк, поликлиника и т.д. То есть, церковь наоборот показывает свою миссию через то, что она городу открывает пространство. Это никак не противоречит нашей работе. Наоборот церковь являет себя, показывая отношение к миру и человеку. Как у Папы Римского есть - Úrbi et órbi (Несем городу и миру). И риэлторы должны нести городу и миру.

Друзья, подписывайтесь на мой канал, буду рад вашим комментариям и вопросам.