Вопрос: Есть такая проблема. Мой сын - младший школьник - пристрастился к компьютерным играм. Готов сидеть и смотреть видео о том, как кто-то играет в "Майнкрафт" и подобные игры и комментирует процесс. Как правило, это молодые люди значительно его старше. Лексика при этом используется самая разная, в том числе ненормативная. Создаётся впечатление, что эти видео нравятся ему больше, чем сама игра. Пытаемся переключать его на что-то другое, полезное. Но всякий раз, когда есть такая возможность, он "прилипает" к компьютеру. Что посоветуете?
Ответ. Вопрос очень актуальный на сегодняшний день. «Игровая зависимость» потому так и называется, что она именно «зависимость». Эта потребность (к слову сказать «квазипотребность», или ложная, неестественная потребность) приобретает у ребенка «доминирующий» характер, при этом подавляя другие «нормальные» и присущие этому возрасту потребности: в двигательном саморазвитии, игре и подражании (имитационно-ролевом поведении), в вооруженности, опытности и компетентности. Они попросту сильно «проигрывают» этой квазипотребности. Но на то она и квазипотребность! Она слишком сильна! Вместо того, чтобы пойти на стадион и погонять мяч ребенок сидит дома и «играет», или хуже того - смотрит как играют другие. К сожалению, это плохо отражается как на его психике, так и на физическом здоровье. Теперь, чтобы переориентировать его на продуктивные занятия нужно потратить гораздо больше усилий. Как известно, исправлять ошибки гораздо сложнее. Но отчаиваться не стоит. Сейчас самое время найти ему занятие по душе. Поможет здесь творчество или спорт вкупе с общением с интересными и увлеченными взрослыми и сверстниками. Именно творчество и спорт могут дать необыкновенные по силе эмоции, способные поддержать "внутреннюю" мотивацию, способную конкурировать с квазипотребностью. Это может конструирование, стрельба из лука, подводное плавание, хоккей, катание на роликах... Единственное условие - занятие им должно приносить пользу Вашему ребенку, быть безопасным, соответствовать его способностям и индивидуальным психологическим особенностям. Сразу скажем, что не сразу получиться найти то, что ему понравится. Все зависит от Вашего терпения и воображения, артистизма и увлеченности, щедрости или скупости. Кроме того, важно чтобы ребенок по настоящему "втянулся" в новую деятельность! Чтобы у него сформировался новый стереотип жизнедеятельности. Лучше всего здесь работает личный пример.
Важно также подчеркнуть - запретами делу не поможешь. Можно на первых порах порекомендовать выработать регламент "игрового" времени. Например, тридцать минут в определенное время. И требовать жесткого его выполнения. Вот здесь можно и нужно проявлять настойчивость! Со временем ребенок привыкнет и станет его выполнять. Ни в коем случае нельзя "наказывать" ребенка компьютером или поощрять его дополнительным игровым временем. Некоторые родители этим грешат. А на самом деле они еще больше усугубляют "зависимость", поскольку игра дополнительно обрастает новыми эмоциональными связями, ребенок начинает приспосабливаться, юлить.
Напомним Вам, что самое сложное и одновременно творческое дело на Земле – это воспитание детей! Также добавим, что время упускать нельзя. Любая «зависимость» только прогрессирует.