Найти тему
Food Safety Community

Маркировка Честный ЗНАК. Зачем, как работает и что делать бизнесу

Оглавление

Хотите ли вы, покупая товар, знать, что он подлинный и надлежащего качества? Для этого в 2019 г. в России была запущена система контроля качества Честный ЗНАК. К 2024 г. маркировку планируется внедрить на все группы товаров.

Зачем это нужно

В 2020 г. было выявлено более 8 млн ед. контрафактной продукции*. Это проблема государства, производителей и покупателей. Дело в том, что государству без особой системы сложно проконтролировать перемещение контрафакта и привлечь к ответственности недобросовестных производителей/продавцов. Некачественная продукция наносит физический, моральный вред покупателям и негативно отражается на репутации производителя. Чтобы уменьшить количество контрафактной и некачественной продукции, было принято решение разработать национальную систему маркировки.

-2

Как это работает

Если коротко

Товар вносится в базу данных, а на упаковку наносят цифровой код Data Matrix. Покупатель устанавливает на своем смартфоне приложение Честный ЗНАК и с помощью сканирования кода узнает всю информацию: данные производителя, дату и место производства, срок годности, условия хранения, а также весь путь товара от завода до потребителя.

Если рассматривать поэтапно

  1. Производитель или импортер регистрируется в Государственной системе мониторинга товаров (ГИС МТ).
  2. На упаковку заказывается и наносится код. Код Data Matrix – это фактически паспорт товара. Его нельзя подделать или потерять: он фиксирует весь путь продукта от момента производства до попадания к конечному потребителю.
  3. В магазине товар дополнительно проверяется перед размещением на полке для исключения возможности замены на подделку.
  4. В момент реализации в магазине на онлайн-кассе система не позволит продать контрафакт. В случае реализации легального продукта в системе будет значиться, что «код вышел из оборота».
  5. Покупатель через приложение на смартфоне сможет узнать правду о товаре, чтобы быть уверенным, что он и его близкие пользуются качественным продуктом.
-3

Что делать бизнесу

Давайте кратко рассмотрим, что же делать бизнесу на примере маркировки молочной продукции и упакованной воды. Для начала немного дат:

  • маркировка молока и молочной продукции стартовала с 20 января 2021 г. С этой даты любая компания отрасли может начать маркировать свои товары. До введения обязательной процедуры (с 1 июля 2021 г. уже для некоторых категорий) коды выдаются бесплатно;
  • эксперимент с маркировкой упакованной воды стартовал 1 апреля 2020 г. и продлится до 1 марта 2021 г.

Таким образом, мы видим, что какие-то категории товаров пока что маркируются по желанию, а какие-то вот-вот уже нужно будет маркировать обязательно. Чтобы понять, что делать вне зависимости от того, владеете ли вы производством молока и молочной продукции или упакованной воды, первым делом необходимо отправиться на сайт и прочитать всю информацию о правилах маркировки. В инструкциях указано, как подготовиться к работе, как получать код маркировки, с какими типографиями можно сотрудничать, какие нормативные документы необходимо изучить и многое другое. Если коротко, то алгоритм по началу работы с маркировкой выглядит так:

  1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись на руководителя организации или ИП и скачать программу для работы с ней.
  2. Зарегистрироваться в системе мониторинга с заполнением профиля.
  3. Описать товары перед получением кодов.
  4. Подать заявку на получение кодов. Помните: один товар = один уникальный код.
  5. Получить коды и нанести их на товары. Помните: заказанные коды хранятся в течение 90 дней.
  6. Вывести коды в оборот с помощью личного кабинета.

Вывод

Несмотря на то, что маркировка некоторых категорий товаров до сих пор находится на стадии эксперимента, стоит задуматься об этом уже сейчас и подготовиться к внедрению данной системы. Для того чтобы наиболее грамотно подключиться к этому процессу, следует прибегнуть к помощи экспертов.

Ведущие эксперты, входящие в профессиональное сообщество Food Safety, помогут вашему бизнесу разобраться в этих, пока сложных для многих, процессах. Совместными усилиями мы можем снизить количество контрафакта и некачественных товаров, защитить здоровье и интересы россиян, а значит, сделать рынок прозрачным, а отечественные продукты – конкурентоспособными на мировом рынке.

14–15 апреля в России пройдет ключевое ежегодное событие в сфере пищевой безопасности, одной из главных тем которого станет обсуждение системы контроля качества Честный ЗНАК и этапов ее внедрения на производстве.

Это Х Международная научно-практическая конференция-выставка Food Safety 2021, которая ставит своей целью построение диалога между представителями бизнеса разных стран в части обеспечения пищевой и продовольственной безопасности, обмен опытом, экспертную оценку новых разработок, интеграцию решений в бизнес-процессы предприятий, формирование единой системы обучения и аттестации сотрудников пищевой отрасли, информационную и консультационную поддержку профессионального сообщества.

Одним из важных элементов стимулирования новых инициатив является торжественное вручение главной российской награды для специалистов и поставщиков решений в сфере пищевой безопасности – Food Safety Awards.

Подать заявку на участие можно, написав на почту: info@foodsafety.ru , или по телефонам: +7 495 308-97-27, +7 (980) 532-59-39.