Clubhouse — это социальная сеть, основная особенность которой заключается в том, что все её участники общаются исключительно голосом.
Ставшая популярной в российском обществе в феврале 2021 года площадка была придумана Полом Дэвидсоном и Роэеном Сетом, выпускниками Стэнфордского университета и предпринимателями из Кремниевой долины. Это не первая их разработка в сфере мобайла, Дэвидсон с Сетом ранее работали в Google и уже запускали различные приложения. К примеру, в портфолио у Дэвидсона значится разработка Highlight, приложения, позволяющего делиться точкой своего месторасположения, а Розен Сет занимался развитием приложения Memry Labs, с помощью которого можно создавать чат-боты.
Идея запуска приложения пришла разработчикам в голову ещё в начале 2020 года, когда пандемия коронавируса только разгоралась и всё американское общество было напугано перспективами тотальной домашней изоляции. Дэвидсон и Сет решили, что именно в этот период люди будут искать дополнительные возможности для установления новых связей и коммуникации друг с другом, и в этом они оказались правы.
Любопытно, что изначальная тестовая версия Clubhouse вышла в закрытом режиме и была практически неизвестна за пределами Кремниевой долины на долгого времени (в мае 2020 года соцсеть насчитывала около 1,5 тысячи пользователей). Тем не менее, даже на стадии запуска проекта его стоимость оценивалась в 100 млн долларов, а фонд Andreessen Horowitz инвестировал в него 12 млн долларов.
Потенциал новой платформы был оценен инвесторами достаточно точно: к декабрю 2020 года число пользователей соцсети возросло до 600 тысяч человек, в январе нынешнего года — перевалило за два миллиона человек.
Популярные аналоги Clubhouse
Нельзя сказать, что идея коммуникации наподобие той, что реализована Clubhouse настолько уж оригинальна.
Возможность общения голосом ранее была реализована в самых разных приложениях. Из более или менее популярных стоит отметить:
— Discord — бесплатный мессенджер, поддерживающий телефонный протокол VoIP и функционал организации видеоконференций.
Компания Hammer & Chisel, разработчик приложения, в его основе заложила принцип разделения коммуникации в рамках текстовых и голосовых каналов. Голосовое общение в Discord организовано по принципу радиоприёмника — пользователь выбирает интересующий его канал, прослушивает поток вещания и в то же время может сам поддержать дискуссию своими репликами.
Несмотря на относительную популярность (согласно данным по состоянию на май 2019 года, приложением периодически пользовались свыше 250 млн участников), Discord не стал площадкой массового общения, — во многом в силу переусложнённости и неочевидности некоторых инструментов.
— Zello — продукт, выведенный на американский рынок в 2012 году бывшим петербургским программистом Алексеем Гавриловым.
Zello в качестве самостоятельного приложения появилось изначально под названием Loudtalks. Специфика программного продукта заключается в том, что он действует в качестве сетевого приложения класса Push-To-Talk (PTT) интернет-рации для простых и для бизнес-пользователей.
Рост популярности интернет-рации Zello связан прежде всего с протестным движением в Турции (2013 год), в Венесуэле (начало 2014 года) и на юго-востоке Украины (середина 2014 года).
Весной 2018 года на территории РФ началась полномасштабная блокировка приложения Zello (некоторые аналитики и политологи связывали это с процессом активизации через рацию протестного движения дальнобойщиков), однако сегодня сервис доступен для скачивания из AppStore и PlayMarket в России совершенно свободно.
Возросшая в феврале 2021 года популярность Clubhouse принуждает задумываться крупные соцсети о создании аналогичных проектов. Так, стало известно, что Facebook планирует в рамках своей площадки создать аудио-чат, функционал которого будет похож на то, что реализовано в Clubhouse.
Clubhouse — метод ограниченного доступа, как эффективный инструмент маркетинга
Социальный эффект медийной популярности Clubhouse был запущен фактом появления в приложении Илона Маска, известного американского предпринимателя и миллиардера, главы корпорации SpaceX. В конце января он написал в своём твиттер-аккаунте всего одну фразу : «В Clubhouse сегодня в десять вечера по Лос-Анджелесу», и уже через несколько часов общался в эфире с гендиректором Robinhood Владом Теневым, рассказывая о том, как его стартап Neuralink внедрял чип в мозг обезьяны.
Сообщение о разговоре Маска с Теневым в Clubhouse буквально взорвало интернет, и уже в скором времени приложение возглавило рейтинги чартов стартапов, а ушлые предприниматели начали продавать в соцсеть приглашения.
Популярности Clubhouse добавляет и тот факт, что доступ обыкновенным пользователям сюда пока что технически ограничен. Во-первых, официальное приложение доступно только владельцам гаджетов Apple, скачать его пользователи смартфонов на базе Android пока что не могут (хотя петербургский разработчик Григорий Клюшников уже представил на сайте GitHub вариант приложения для владельцев Android). Во-вторых, даже обладатели айфонов зарегистрироваться в Clubhouse могут при помощи полученного приглашения (инвайта) от тех, кто уже пользуется соцсетью. В-третьих, сами каналы общения ограничены свободным доступом не более, чем в 5000 слушателей или активных участников дискуссии.
Чем Clubhouse может быть интересен бизнесу?
Инструмент ограниченного доступа к определённому сервису чисто психологически подстёгивает интерес человека к этому продукту — это хороший и всегда эффективно работающий маркетинговый ход. Кроме того, эффект популярности Clubhouse достигается ещё и за счёт того, что тут общается множество всемирно известных персон из самых разных сфер общественной жизни.
Что такое Clubhouse? Это полузакрытая соцсеть для избранных. Таким образом, если вы подписаны на аккаунты знаменитых, интересных людей, следите за их жизнью, то в рамках Clubhouse оказываетесь за одним столом с ними, слушаете их размышления на самые разные темы и более того — можете сами вступить в дискуссию.
Этот механизм относительной закрытости и избранности может помочь обычным предпринимателям в раскрутке собственного бизнеса. Приглашая клиентов к тематической беседе, вы повышаете собственную медийную значимость и узнаваемость. Кроме того, вы увеличиваете социальный капитал в том случае, если к беседе удаётся подключить кого-то из знаменитостей — сейчас это не так уж сложно, поскольку Clubhouse находится в тренде актуальной раскрутки, и многие публичные личности из России охотно участвуют в самых разных дискуссиях.
Таким образом, Clubhouse становится отличным инструментом для дополнительной бесплатной раскрутки и пиара собственного бизнеса.