Найти в Дзене

Этапы становления экономики Китая: вторая половина XIX века.

По материалам моего сайта-блога «Аналитика Рынков Недвижимого Имущества». При написании своих статей, я использую несколько открытых источников информации для изучения вопросов, по возможности, с различных ракурсов.

Наблюдая, посредством различных источников СМИ, за успехами Китая, целенаправленно и стремительно продвигающимся к планке мирового экономического лидера, я проявляю все больший интерес к тому, через какие этапы в своем эволюционировании прошла экономика этой страны, имея в качестве результата факт того, что уже в конце XX и начале нового тысячелетия, КНР представляла из себя страну, обладающую значительным хозяйственным потенциалом, обеспечивающим высокие показатели промышленного производства.

Китайская Народная Республика, в мировой истории, лишь относительно недавно заявила о себе, как о государстве, обладающем амбициями и перспективами в стремлении к статусу державы, обладающей мощной экономикой, способной конкурировать с хозяйственными системами ведущих стран мира.

Скептицизм людей, выстраивающих, относительно этого, свои сомнения в прошлом, на доводах, основанных на личном мнении, лучше всего характеризует, на мой взгляд, крылатое латинское выражение «Incredibile Dictu» («трудно поверить»). На настоящий момент времени, принимая во внимание неоспоримый факт того, что за время реформирования собственной экономики, характер участия Китая в хозяйственных связях, как на общемировом, так и на региональном уровнях, координально преобразовался, можно лишь вспомнить другой латинский афоризм: “Ipsa Res Monet” (“дело говорит само за себя”).

Эта статья, разумеется, не претендует на роль глубокого анализа экономики Китая, на основе принятой периодизации в широкой исторической ретроспективе, но в ней я хотел бы рассмотреть основные экономические вехи, пройденные этой страной в XX веке, не учитывая традиционные системы хозяйствования более ранних исторических периодов. Мы рассмотрим основные черты ранней стадии развития капиталистических отношений в Китае, ориентируясь на временной промежуток с 1840 года по конец XX века.

Итак, середина XIX века. Китай продолжает сотрясать изнутри тяжелая, для всех участников, гражданская война. Ведущие, в экономическом и политическом плане, державы, рассматривают страну, как потенциально выгодный рынок сбыта собственной продукции, что было характерно для метрополий. В поисках сведений, выражающих данный факт наглядно, я ознакомился со следующими цифрами: например, Великобритания, обеспечивала реализацию на внутренних рынках колоний до 64% своего экспорта хлопчатобумажной промышленности, 60% изделий из латуни и меди, более 40% угля. Несмотря на запрет торговли опиумом, по моим данным, уже во второй половине 60-х годов 18 века, британскими торговыми представителями осуществлялась регулярная доставка опиума в Китай из Бенгалии, запрет же на подобные операции спровоцировал лишь увеличение объемов поставок. Закономерно последовавшая за этим Первая опиумная война, завершившаяся подписанием Нанкинского договора в 1842 году, и предшествующая длительной смуте в Китае, открыла определенным капиталистическим державам доступ к внутреннему рынку страны и окончательно положила конец стремлениям к политической и экономической самоизоляции. Кроме того, в соответствие с условиями дополнительного соглашения от 1843 года, англичане фактически стали обладателями права экстерриториальности, реализованной в институте консульской юрисдикции.

В 1854 году, используя сложное положение Китая, группа мировых держав предъявляют коллективное требование, предполагающее практическое изменение заключенных ранее договоров, заключающееся в праве неограниченной торговли на территории страны, в том числе, официально, — опиумом. Несогласие Китая с требованиями, и, как следствие, — отказ от выполнения условий, выдвинутых европейской стороной, повлек за собой военное вмешательство последних. Поражение Китая привело к заключению ряда неравноправных соглашений, полностью реализующих планы победителей:

  • абсолютно открытый, подконтрольный определенным европейским государствам;
  • зависимый от коньюнктуры мирового, внутренний рынок страны, ликвидация таможенной самостоятельности и полную свободу в эксплуатации морских портов.

К 1869 году число портов, позволяющих успешно реализовать открытую, свободную и подконтрольную иностранцам торговлю, достигло 15. В 1876 году реализуется неравноправная Чифуская конвенция, предоставляющая аналогичные права Великобритании, в использовании четырех крупных речных портов на Янцзы (Уху, Вэньчжоу, Пакхой, Ичан).

Нарастающая роль иностранного капитала в разложении поздней феодальной экономической структуры страны, до ликвидации системы династического правления в 1911 году имела характер синхронизированного влияния на все сферы хозяйствования страны, путем выборочной индустриализации финансово-выгодных капиталистическим державам областей, при этом, одной из главных, стала добыча угля, который, как в прошлом, так и в настоящее время является основным источником энергии в индустриальном секторе экономики, поскольку данная отрасль напрямую воздействует на металлургию. Реализовывался направленный процесс по превращению Китая в полуколонию с двумя основными, с экономической точки зрения, целями: во-первых, получение источника сырьевых ресурсов для капиталистического производства в метрополиях, а во-вторых, создание последними рынков сбыта собственных промышленных товаров.

Известно, что с 1876 года, в секторе горнодобывающей промышленности, было основано 33 фабрично-заводских предприятия, причем к началу японо-китайской войны (1894 год) продолжало функционировать 21 из них. В 1890 году, ряд крупных предприятий, ориентированных на металлургическую сферу деятельности (рудники и заводы), объединяются в Ханьепинский комбинат, при этом, по моим данным, первая крупная угольная шахта была построена в Китае в 1873 году. На Тайване, в 1876 были основаны угольные копи, с целью обслуживания судостроительного завода в округе Фучжоу, причем в данном предприятии, при освоении, использовался преимущественно национальный капитал. На мой взгляд, именно с этого момента, на протяжении XX века, а также в настоящее время, уголь продолжает доминировать в структуре энергобаланса Китая, занимая, исходя из источников, более 70% всех потребляемых ресурсов. Таким образов, на рассматриваемый промежуток времени, более 76% добычи угля, по совокупности, больше 50% производственных мощностей ткацкой промышленности, 63% производств табачной сферы, находились в руках иностранцев, регулирующих процесс функционирования секторов экономики, с целью исключения неподконтрольного развития отраслей, фактически обеспечивающих общий финансовых подъем страны.

До 90-х годов XIX века происходило достаточно интенсивное освоение новых предприятий, специфика функционирования которых носила промышленный характер.

Было основано более 100 предприятий, преимущественно в Шанхае (более половины) и других портовых городах, ориентированных в своей работе на применение местного сырья, а также китайской рабочей силы, причем почти 70% из них были британскими. Таким образом, происходило планомерное втягивание Китая в мировой рынок, что подтверждается показателем внешнеторгового оборота, уже составляющего более 380 миллионов долларов в год, в период времени 1891-1893 годов. Закономерным следствием развития угольной промышленности является реализация программы по строительству развитых сетей железнодорожного сообщения (к слову, в 1911 году, суммарная протяженность железнодорожных путей уже составляла 9618 км), которые, опять же, контролировались иностранными акционерами, за малым исключением: менее 7% путей управлялось китайским национальным капиталом. Территориальная дислоцированность производственных мощностей промышленного назначения обуславливалась рациональностью логистики, и обеспечивалась размещением предприятий, как правило, на востоке, в соответствии с расположением морских портов-импортеров. Легкая промышленность характеризовалась аналогичный подходом в управлении, присутствием иностранного капитала, при условии наличия дешевой рабочей силы, одновременно с отсутствием необходимости в высококвалифицированных рабочих из числа местного населения – необходимые кадры являлись иностранными наемными специалистами.

В 1885 году Китаем подписывается мирный договор с Францией, после событий 1884 года, согласно которому, для предпринимателей этой страны, реализуется свободная торговля в провинции Юньнань. Политический же результат военной операции был еще более значительных масштабов – за Францией закреплялось право на официальный протекторат над Вьетнамом. Война с Японией за политическое влияние на Корею (имевшее до этого характер переменного успеха с обеих сторон), продолжавшаяся с 1894 по 1895 год, на мой взгляд, продемонстрировала неэффективность так называемой политики «самоусиления» в Китае, которая осуществлялась в течение 34 лет. Согласно моим данным, до упомянутого выше военного конфликта, на территории Китая было основано и успешно функционировало 103 иностранных предприятия, впоследствие число которых сократилось до 80 (с общим капиталом, к концу XIX века, около 20 миллионов юаней и рабочим штатом более 34 000 человек) по причинам интеграций, или же ликвидаций. В принципе, после поражения 1894-1895 годов, характер экспансии иностранного капитала в экономике Китая резко усиливается, хотя, как я уже писал выше, он и ранее играл заметную роль. Несмотря на явно протекающий процесс формирования национального промышленного капитала, именно иностранный, начиная с 1895 года, принимает на себя решающую роль в фабрично-заводском секторе экономики Китая, что может подтвердить следующий численный показатель, обнаруженный мной, в ходе изучения материалов: начиная с 1840 года, и, на протяжении 54 лет, в Китае было основано 23 новых иностранных промышленных предприятия; при этом, в период времени с 1895 года и до начала Первой Мировой войны, то есть, за 19 лет, уже 129 предприятий. Наличие экономических привилегий, таких, как освобождение от внутренних пошлин, разумеется, предоставляло иностранным предприятиям экономические преимущества перед национальными конкурентами, при реализации своих товаров. Закономерным является то, что преобладающую роль в потоке иностранной экономической интервенции играл именно британский капитал, хотя, наряду с английскими инвесторами, присутствовали также французские, американские, японские, немецкие, а также российские. В сумме, более 95% иностранных финансовых вложений приходится на перечисленные мной страны. К 1902 году, размер иностранных инвестиций в экономику Китая достигает суммы, составляющей более 1,5 миллиардов долларов. Через 10 лет, данный показатель возрастает более, чем до 2,2 миллиардов долларов.

На мой взгляд, следует признать, что практический опыт, в виде частично модернизированных сфер экономики и развития современных тенденций в области оснащения вооруженных сил, можно воспринимать, как фундамент, для дальнейшего реформирования. Начавшиеся реформы промышленности, и, как следствие, экономический рост, положительно коснулись лишь небольшой части населения Китая, к концу XIX века на его территории функционировали сотни фирм, имеющие, или полностью иностранный уставной капитал, или же смешанный. Контроль за таможенной сферой позволял европейцам воздействовать на доходы страны. Я считаю, что модернизация системы хозяйствования Китая началась именно в тот момент, когда, посредством мощного синхронизированного воздействия на все сферы, в том числе, помимо экономики, на социальные, капиталистические державы достигли результата в главном – в инициировании достаточно продолжительного по времени процесса ликвидации самоизоляционного уклада страны.