Советский Союз делал большую ставку на Крайний Север. Для освоения газовых кладовых Западной Сибири требовалась мощная техника. А точнее сверхмощная. На нефтяные месторождения по болотам и хлябям в условиях полного отсутствия нужно было доставлять буровые установки, спецтехнику, топливо, стройматериалы.
В начале 80-х советские инженеры договорились с канадской фирмой «Формост» о строительстве вездехода-монстра СВГ-701 весом около 100 тонн и грузоподъемностью 70 тонн.
20-метровая машина высотой 4,7 метра и шириной 4,5 метра получила 715-сильный 8-цилиндровый дизель и гордое имя «Ямал».
Широкие гусеницы обеспечивали великолепную проходимость. Машина преодолевала брод до 2,6 метров. Управлялась легко и непринуждённо – имела комфортабельную отапливаемую кабину, регулируемую по высоте рулевую колонку, комфортабельные сиденья и хороший аппетит.
На 100 километров снегоболотоход расходовал 300 литров солярки, которую в советское время никто не считал. Огромного бензобака на 2,1 тонны хватало, чтобы неспеша доехать от Сургута до Салехарда со скоростью 15 километров в час.
В 1991 году Советский Союз прекратил существование и поумерил свои амбиции. Монстр с надписью «Ямал» на борту в серию не пошёл. Два экземпляра сгинули в северных болотах в прямом смысле этого слова, оставив после себя память о временах, когда желания народа были в шоке от возможностей страны. Сумеем ли построить что-то подобное когда-нибудь?