Найти в Дзене
home-music

Построение новой системы на динамиках Ноэма 800гдн и Fostex 206En

В минувшем году пришла задумка попробовать построить новую систему. Новая акустика снова была выбрана двухполосной (на такой системе легче добиться хорошего результата). В отличие от построенных ранее акустические системы (АС) на базе широкополосных динамиков (поддержка ВЧ отдельным динамиком), новая планировалась с другим распределением ролей/ полос. Для получения более легкой СЧ захотелось отдать ее отдельному динамику, дабы не накладывать средние частоты на работу динамика в басовой зоне АЧХ. И басовику от этого становится уютнее. И среднечастотному динамику не требуется формировать свой звук на фоне басовых колебаний диффузора. Таким образом, обоим динамикам будет работать уютнее. Чтобы не решать отдельно задачу с высокими частотами, нужно было подобрать широкополосный динамик уверенно работающий до 20кГц. Это не блажь. При таком варианте решается вопрос о воспроизведении «всего» звука из одной точки. Это наилучший способ исключить фазовые сдвиги полос АС и получить естественный слитный звук. Басовое звено, в виду большой длинны воспроизводимой звуковой волны, позиционируется в комнате более свободно.

-2

В тоже время в поле зрения попадает статья с описанием частной системы одного москвича, откровенного любителя классической музыки. Описывая эту систему, автор подчеркнул, что для воспроизведения классики очень уместным оказалось использование 18-ти дюймового вуфера, позволяющего расширить эффективный диапазон частот и создать хорошую звуковую динамику!! Весьма интересное наблюдение. Таким образом, был сформирован набор динамиков: 18-ти дюймовый басовик 800гдн производства НОЭМА и СЧ/ ВЧ широкополосник Fostex 206En.

-3

Среди серьезных аудиофильских аксакалов отдельной темой стоит биампинг. Вот этот вариант реализации системы, как говорится, завладел сознанием. Не только удачное распределение ролей между отдельными динамиками, полосами воспроизводимых ими частот в колонке делают хороший звук. Раньше, когда строил акустику на динамиках 15ха38нд и копался в кроссовере, предложенном производителем, мои уши уловили момент «освобождения» звука динамика. Это «освовобождение» возникло при упрощении кроссовера. Это было яркое и незабываемое ощущение. Позднее, делясь и обсуждая указанное наблюдение с другом Алексеем, мы пришли к выводу, что, по-видимому, сработал двойной эффект. Во-первых, фильтр первого порядка вносит минимальное воздействие на работу динамика и звук, воспроизводимый им. Оттого и легкость. Это путь к повышению классности системы. С другой стороны, кроссовер принято рассматривать только как фильтр в одну сторону. Но, при обратном ходе большой звуковой катушки в мощном магнитном поле вырабатывается обратный ток возвращающийся назад в усилитель. Обратная связь передает полученный паразитный сигнал на вход для его компенсации. Получается – как будто все решено. Однако, кроссовер динамика усложняет характер комплексной нагрузки усилителя. Наличие значительной емкости вносит в возвратную ЭДС временные задержки. В результате компенсационная реакция усилителя приходит в момент, когда она уже не требуется.

Возможно, описанная модель сильно растянута во времени и фактически процедура коррекции поспевает за динамиком. Возможно, следует рассмотреть этот процесс более детально, что-то добавить, чем-то пренебречь. Но, многокомпонентный кроссовер на динамик, содержащий конденсаторы значительной емкости оказывает заметное влияние на процесс усиления звука усилителем мощности и зависит от подводимой мощности, изменяет характер звука динамика. Если пойти дальше, некоторые уверены, что кроссовер «убивает» звук, вешает на него неприемлемые ограничения.

-4

Сам не встречал описаний этих процессов в литературе (может плохо искал). Знаю, что настройка усилителей и снятие их параметров проводится на фиксированных частотах и на резистивный эквивалент нагрузки (самой простой и не носящей комплексного характера реальной нагрузки: сопротивление постоянному, переменному току изменяемой частоты, индуктивность и емкость) и тем самым не моделирующую реальную работу усилителя при усилении звука. Описанное выше наблюдение «освобождение» звука случилось, как раз, в момент отключения емкости. Но что делать, когда все же требуется разделить полосы? Кроссовер на входе усилителя. Такой кроссовер содержит совсем другие номиналы, влияющие на звук заметно меньше, чем кроссовер в АС. Безусловно, это путь к усложнению системы и поднятию качества воспроизведения. Двухполосная стереосистема потребует кроме электронного кроссовера, четыре усилителя мощности.

Если взглянуть на эти требования внимательнее, то можно сделать такие выводы:

  1. Отсутствие кроссоверов упрощает работу и отладку АС
  2. Для усиления баса может использоваться транзисторный недорогой усилитель (КНИ и гармонические искажения не оказывают заметного влияния на усиление низких частот)
  3. Для усиления СЧ и ВЧ использовать качественный ламповый усилитель. Его стоимость будет заметно ниже, если задача усиливать низкие частоты отсутствует. Это достигается по следующим причинам. Ниже требования к выходным трансформаторам (меньше масса железа, простое сегментирование, ниже цена). Ниже требуемая мощность усилителя (меньший по размеру трансформатор питания, лампы меньшей мощности и снова ниже цена). Для мощной аудио системы становится позволительным применить усилители SE, которые многие считают более певучими (хотя это частное мнение, которое не поддерживаю).

Автор: Юрий Кобзарь