Как поставить учебный натюрморт? Простая ли это задача?
Казалось бы, это как раз самое несложное. Выставил преподаватель вазочку, крынку, яблоко и пару тряпочек-драпировок, и готово. Старайтесь, ученики, показывайте своё умение.
И если вам скажут, что на это у педагога уходят часы, в это как-то не верится.
Я решила описать процесс составления учебного натюрморта. Зафиксировать его, с фотографиями.
Это будет совсем простая учебная постановка. Из двух-трёх предметов, на два занятия, и формат листа не больше А3. Дисциплина - живопись, тема - передача точных оттенков цвета в натюрморте и особенно цветовых рефлексов в тёмном предмете.
Вот как происходит работа над составлением натурной постановки. Процесс описан с сокращениями, конечно.
Для начала выбираю главный предмет. Чёрный, хорошо отражающий цвета. Глазурованный керамический кофейник.
На предметную плоскость - ткань темно-красного цвета, чтобы давала рефлексы снизу. На задний фон - розовато-серую.
Нет, на фон лучше чуть поместить драпировку более тёплого оттенка и немного плотнее по тону. Так гармоничнее.
А светло-розовую положим рядом складками, они добавят декоративности и атласным блеском подчеркнут некоторую ретро стилистику и добавят декоративности.
Дальше - ещё один предмет.
Из той же эпохи. Чайную пару дулёвского фарфора?
Нет, не то. Много внимания на себя берёт, и цельность теряется.
Это будет металлическая тарелка. Тоже немного ретро, к тому же другая, контрастная керамике материальность, и рефлексы будут на ней очень хорошо видны.
Так. Теперь будем искать, что положить на это блюдо с рефлексами. Пробуем.
Груша - дает мрачноватый настрой. Лимон всё забивает яркостью. Яблоко красное немного "проваливается", недостаточно активно, мало контраста с фоном внизу. Много фруктов - явный перебор.
И эти варианты не устраивают. Кроме, пожалуй, последнего.
Да. Пусть будет зелёное яркое яблоко. Оно не "спорит" значимостью с кофейником и вид получается не скучный по цветовому сочетанию.
Но теперь композиционно пустоват правый нижний угол.
Попробуем заполнить. С учётом, что крупные фрукты мы уже пытались рядом положить, но они мешают. Отбирают много внимания зрителя.
Чашку?
Ой, нет. Совсем "не отсюда". Весь стилевой настрой пропал.
Другую кружку?
Сумрачный колорит сохраняется, но какая же она огромная! Не пойдёт.
Стакан с чистой водой.
Красиво. Но это сильно усложняет задачу учащихся и уведёт их внимание от рефлексов на чёрном. Придётся отказаться.
Что, если поставить предмет в природе того же богатого на оттенки черного? Предмет небольшой, который даст интересное композиционное пятно и не будет брать на себя слишком много внимания зрителя? Малоконтрастный с фоном?
Есть такая чашечка.
Хорошо. Но скучновато. И мрачновато. Потому что цвет одинаковый с кофейником. И по массе, и во многом по форме, повторяет яблоко. Надо найти что-то другое, тоже тёмное, близкое по цвету, но другого оттенка , а также формой и размером совсем иное, чтобы композиция была интереснее.
Есть ягоды. Черешня или вишня? Муляжи, конечно :)
Решила выбрать черешню, тот вариант, что справа. С вишней хорошо, вроде бы даже чуточку цельнее, благороднее, зато у черешни есть красные тона, работающие на выявление переднего плана в этюде. И разница в цвете с кофейником более явная.
Готово.
А чтобы показать, как богат на цветовые рефлексы чёрный предмет, я сфотографировала фрагмент натюрморта вблизи. Живописцам нужно увидеть в натюрморте и передать это разнообразие цвета в красках.
Всё, постановка закончена. Ушло немало времени на её сочинение. Не все варианты здесь показаны. Было гораздо больше.
И для дополнения статьи и сравнения результата я покажу, что изменится в гармонии натюрморта, если всего-навсего вместо розовой драпировки на фоне положить ткань другого цвета. Сравните. По-моему, всё разваливается.
Но, может быть, вы с этим не согласны.
Напишите, какие варианты вам понравились больше?
Оглавление этого канала по темам постов есть на моём сайте .
Успехов вам!