Снятие ограничений на онлайн-продажу и рекламу российского вина произведет революцию на алкогольном рынке.
Доля вина в структуре российского алкогольного рынка составляет около 10 процентов, причем, из 10 проданных бутылок 6 имеют российские корни. И это не предел.
У отечественного виноделия хороший потенциал развития, реализовать который мешает отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.
Статус-кво
Сегодня в России существует три категории производителей вина.
- Первая – это крупные концерны, ведущие свою историю еще от советских и даже от дореволюционных предприятий.
«Абрау-Дюрсо», «Дербентский завод игристых вин», «Кубань-вино», «Мысхако», - это хорошо известные компании, работающие в масс-маркете. Они делают много вина (по итогам 2019 года одна только ГК «Абрау-Дюрсо» реализовала более 43 млн бутылок вина), имеют фирменные магазины и широко представлены в ритейле.
- Вторая категория – компании среднего размера («Усадьба Дивноморское», “Шато Пино” или «Галицкий и Галицкий»), которые производят продукцию высокого качества и стоимости (от 1500 рублей за бутылку), но всю дистрибуцию отдают на откуп сторонним компаниям или более крупным производителям.
«Шато Пино», например, продается в бутиках «Абрау-Дюрсо», хотя никакого юридического отношения к ним не имеет. Почему? Эти компании принадлежат влюбленным в виноградарство и виноделие людям, которые, прежде всего, хотят быть производителями вина, а не торговцами.
- Третья категория - небольшие производители, не имеющие каналов сбыта своей продукции. Ритейл в них не заинтересован из-за малых объемов производства и нестабильного качества.
И даже если кто-то из них вдруг оказывается на полке магазина, покупатели все равно обходят такое вино стороной, просто потому, что ничего о нем не знают.
Действительно, почему человек должен вместо «Галицкого» или «Шато Тамань» купить что-то под условным названием «Голубок»? В свою очередь ритейл видит, что у него за два месяца не было куплено ни одной бутылки этого «Голубка» и менеджмент принимает логичное решение вернуть товар поставщику и прекратить с ним отношения.
Для небольших производителей это патовая ситуация: они могут делать очень необычное, высококачественное вино, спрос на которое, тем не менее, практически отсутствует.
Хотя в той же Европе дела обстоят с точностью наоборот. Виноделие Старого Света славится своими малыми производителями (в одной только Германии насчитывается более 30 000 виноделен, площадь виноградников которых не превышает 1 га), создающими уникальные вина с неповторимым авторским купажом.
Профессионалы от виноделия охотятся за такими самородками, с готовностью добавляют их в свои коллекции, продают на аукционах.
В ожидании чуда
Впрочем, ситуация в отрасли может очень быстро измениться в лучшую сторону. Достаточно, чтобы наконец-то произошла либерализация рынка.
Снятие ограничений на онлайн-продажу и рекламу российского вина даст производителям мощнейший импульс к развитию, причем в самом большом выигрыше окажутся именно небольшие компании, поскольку они наконец-то смогут увеличить продажи.
Легализация онлайн-продаж вина сделает для них ненужным ритейл. Отпадет необходимость в содержании фирменных магазинов. Для эффективных продаж будет достаточно логистического центра и аккаунта в инстаграме.
Таким образом, предприниматели смогут спокойно заниматься любимым делом, рекламировать и реализовывать свою продукцию как в России, так и за рубежом.
В России много бизнесменов, которые открывают винные бутики, в которых нет «Абрау-Дюрсо» и «Шато Тамань» потому, что продукцию этих заводов можно купить в любом супермаркете.
Такие магазины делают ставку на уникальность и эксклюзив, и после либерализации рынка эти продавцы и небольшие производители получат возможность взаимодействовать еще теснее.
Первые смогут расширить ассортимент, вторые – увеличат обороты.
В период пандемии мы увидели, что онлайн-продажи действительно работают, они помогли остаться на плаву многим ресторанам и другим предприятиям малого и среднего бизнеса.
Уверен, что с либерализацией правил торговли малые виноделы тоже улучшат экономику своих предприятий.
Возвращение к реальности
Пока же либерализации не произошло, виноделы продолжают заниматься продвижением привычными способами. И лучше всего это получается у тех, кто имеет возможность проводить экскурсии.
Однако по статистике лишь 26% российских виноделен имеют собственную туристическую инфраструктуру, как раз они не испытывают недостатка в покупателях, даже если их продукция не представлена в ритейле.
А вот небольшим виноделам, до которых тяжело добраться и которым особо нечего показать, только и остается, что работать через блогеров и обзорщиков.
Что дальше?
Когда же произойдет либерализация рынка, функционал платформы расширится за счет возможности продавать вино. Весь вопрос в том, когда это произойдет и произойдет ли вообще…
Разговоры о снятии запрета на онлайн-продажу российского вина идут уже как минимум 5 лет, а дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
В конце концов, у России уже есть прекрасный опыт создания в кратчайшие сроки и в сложных экономических условиях целых отраслей народного хозяйства (речь идет об импортозамещении в сельском хозяйстве).
Так почему бы не совершить нечто подобное и в виноделии, обеспечив население качественным отечественного вином и создав новые рабочие места?
Источник: infox
Книга «7 дней до взлёта» на сайте beknarzi.com
Уже в продаже!