Красивая военная песня, известная под названием «Случайный вальс», очень популярна и сейчас. А во время Великой Отечественной войны она звучала повсюду. Проникновенный текст и мелодия, под которую хочется кружиться в танце, не оставляли равнодушными ни бойцов, слушавших песню в редкие минуты отдыха, ни тех, кто ждал их с фронта.
Судьба «Случайного вальса» удивительна, как удивительно и то, что песня вполне могла бы кануть в забвение, ведь ее критиковал сам Сталин.
«Офицерский вальс»
Вальс написали композитор Марк Фрадкин и поэт Евгений Долматовский, а инициатором его создания стал маршал Константин Рокоссовский.
Однажды на заседании по случаю сталинградской победы, куда были приглашены композитор и поэт, маршал поинтересовался их творческими планами. Долматовский ответил, что у него есть лирические стихи о случайной встрече офицера и девушки в танцевальном зале, которые он хотел бы переложить на музыку. Тут же придумали название, которое всем пришлось по душе, — «Офицерский вальс».
Как вспоминал поэт, вдохновение к нему пришло после беседы с летчиком-героем Василием Васильевым. Летчик рассказал, что как-то раз в перерыве между боями станцевал всего лишь один танец с понравившейся ему девушкой Зиной, и попросил сочинить об этом песню.
«Погон» — «ладонь»
Первым исполнителем «Офицерского вальса» стал Леонид Утесов, а затем эта песня вошла в репертуар многих артистов, дававших фронтовые концерты.
Красивый вальс о зарождающейся любви, нежный, искренний, стал очень популярным. Но вместе с популярностью пришла и критика. Причем не просто критика, а разнос на самом высоком уровне.
Рассказывали, что песней был крайне недоволен сам Сталин, считавший, что ее слова нелепы. Генералиссимуса особенно возмутили строки «И лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». «Как так — рука девушки на погоне? Наши советские офицеры — гиганты! Разве может ее рука достать до погона?». Досталось и танцам. По мнению Сталина, советский командир должен был не танцевать, а воевать.
Был раскритикованы и другие строки. Почему офицер пришел в незнакомый дом? Почему танцует с незнакомой женщиной? И почему при этом чувствует себя так вольно?
Досталось даже названию. Слово офицер, после революции замененное на «командир», вернулось в Красную армию лишь незадолго до написания песни, и пока еще не вошло в обыденный лексикон, оставаясь пережитком белогвардейского прошлого.
Так «погон» превратился в «ладонь», «Офицерский вальс» стал «Случайным вальсом», а строки о «легкомысленном» танце и вовсе запретили к исполнению. Но даже на этом цензура не ограничилась.
Сразу после войны «Случайный вальс запретили полностью». Песня больше не звучала по радио и была изъята из репертуаров артистов. Мелодия вновь вернулась на сцену лишь с наступлением оттепели.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Что ещё почитать:
- Вырезанные строки любимых советских песен. О чем в них пелось в действительности