Найти в Дзене
Исторический музей

Грациозное искусство «теней»

Оглавление

«Тень», «профиль», «теневой портрет», «профильный портрет» – так в Великобритании, Германии и Франции в первой половине XVIII века называли простые сюжетные композиции, нарисованные черной краской или вырезанные ножницами из черной бумаги и наклеенные на белый фон.

И лишь во второй половине XVIII века, сначала во французский язык, а затем практически во все языки мира, вошел знакомый нам термин «силуэт» – для обозначения профильных изображений.

История силуэта уводит нас в глубокую древность: от первобытных времён до «китайских теней»

Искусствоведы, исследуя его происхождение, изначально обращают наше внимание на наскальные рисунки первобытного человека, который обводил по контуру отбрасываемую тень животных; затем к профильным чернофигурным и краснофигурным изображениям на древнегреческих сосудах. Художники античности, виртуозно владея контуром, создавали сложные выразительные сцены сражений, пиршеств, повседневной жизни, подвигов мифологических героев и событий Троянской войны.

С изобретением бумаги в Китае появились так называемые «китайские тени», вырезанные из бумаги ажурные узоры, растительные орнаменты, фигурки животных, богов и духов, которые изначально использовались для религиозных ритуалов, а затем и для украшения интерьера. Со временем это увлечение стало настоящим национальным видом искусства – «Цзяньчжи», дошедшим до наших дней и отнесенным ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Это искусство также рассматривается как один из истоков силуэта.

Из Китая в XVIII веке «тени» проникают в Западную Европу, прежде всего во Францию, где быстро находят своих почитателей, и некоторое время спустя получают название «силуэты» от фамилии Этьена де Силуэта (1709–1767), генерального контролера (министра) финансов при дворе Людовика XV.

«Китайские тени» проникли в Европу и получили название от фамилии министра финансов Франции Этьена де Силуэта

Этьен де Силуэт не был «изобретателем» силуэтного искусства и существует несколько версий о том, почему имя Силуэта стало нарицательным и закрепилось в качестве названия за рисунками, выполненными «черным на белом».

«Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближенные» (Санкт-Петербург,1899) с иллюстрациями, выполненными в виде силуэтов.
«Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближенные» (Санкт-Петербург,1899) с иллюстрациями, выполненными в виде силуэтов.

Об Этьене де Силуэте история сохранила довольно скудные сведения. Известно, что родился он в Лиможе, в юношеском возрасте путешествовал по Европе, затем несколько лет прожил в Лондоне, изучая экономику и финансовую систему Великобритании. Вернувшись во Францию, перевел и опубликовал несколько трудов по экономическим вопросам, что сделало его известным и привлекло внимание фаворитки короля маркизы де Помпадур, которая оказала ему протекцию при назначении на должность министра.

Стремясь поправить финансовое положение королевства, Этьен де Силуэт попытался ввести «налог на роскошь»: живописные и скульптурные портреты, ювелирные украшения и дорогие аксессуары, содержание экипажей и прислуги, и др. Такие жесткие меры экономии вызвали резкую критику и недовольство в аристократических кругах. Этьен де Силуэт стал мишенью для острот и насмешек, против него появились памфлеты, его именем стали называть все дешевое и незначительное, в том числе и «теневые портреты». Так слово «силуэт», по одной из версий, закрепилось за изображениями, представляющими собой лишь контурный рисунок, напоминающий тень человека.

По другой версии, первая карикатура на всемогущего контролера финансов была сделана в виде «теневого профиля» и получила шутливое название «portraits a la Silhouette».

По третьей, Этьен де Силуэт сам увлекался графикой, имел хорошие навыки в рисовании «теней», любил вырезать и коллекционировать фигурки из бумаги.

«Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближенные» (Санкт-Петербург,1899) с иллюстрациями, выполненными в виде силуэтов.
«Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближенные» (Санкт-Петербург,1899) с иллюстрациями, выполненными в виде силуэтов.

Какая из этих версий имеет право на существование, сказать трудно. Тем не менее, имя Этьена де Силуэта было увековечено на все времена.

До появления фотографии в 1822 году силуэты оставались доступной и эффективной альтернативой тем, кто не мог позволить себе дорогой живописный или скульптурный портрет

Рисование тушью или вырезание бумажного профиля лица требовало меньше времени, стоило дешевле, да и позировать можно было где угодно. Силуэтным искусством занимались как профессиональные художники, так и любители.

Мода на миниатюрные силуэты и их коллекционирование пришла в Россию в последней четверти XVIII века. Созданием «теней» увлекалась супруга императора Павла I – Мария Федоровна, она вырезала силуэты на твердых камнях и рисовала их на стекле.

«Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближенные» (Санкт-Петербург,1899) с иллюстрациями, выполненными в виде силуэтов.
«Двор императрицы Екатерины II. Её сотрудники и приближенные» (Санкт-Петербург,1899) с иллюстрациями, выполненными в виде силуэтов.
Казалось бы, «сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его «бедности» и «наивности», – так писал об искусстве силуэта Э.Ф. Голлербах, русский художественный критик, библиограф и библиофил.

Искусство «теней» не потеряло свой статус и в XXI веке, оно пленяет нас своим изяществом и тончайшей техникой исполнения. Классические портреты-силуэты используют в иллюстрировании книг, рекламе, эмблемах, дизайне интерьеров и одежды, при изготовлении ювелирных украшений и аксессуаров. Магия «теней», по-прежнему, притягивает и художников-профессионалов, и любителей.