Многие наверняка помнят, что в СССР кондукторов в общественном транспорте частенько не было. По крайней мере, в сибирских городках, где мне довелось жить и бывать, как правило, обходились без строгих дяденек и тетенек с толстыми сумками.
Пассажиры просто бросали в деньги за проезд в кассу и отрывали билеты или пробивали билетики на компостере. И всё – на честных началах. Или же пассажиров рассчитывали водители.
С тех пор многое изменилось. Россияне в большинстве своем отвыкли от таких честных начал и привыкли либо к кондукторам, либо к строгой пропускной системе: пробиваешь билет – заходишь в салон.
И годами сложилась практика передавать за билетик через много рук других пассажиров.
А вот в Перми с февраля 2021 г. переходят на автобусы без кондукторов. Такой там решили провести общественный эксперимент на нескольких маршрутах.
Теперь там не надо передавать деньги через много рук – достаточно приложить карту к валидатору в автобусе.
Глава местного департамента транспорта со звучной фамилией Путин (правда, не Владимир Владимирович, а Анатолий Алексеевич) тестировал новую систему в прямом эфире, объясняя телезрителям, как она будет работать.
В Москве на большинстве маршрутов уже какое-то время тоже нет кондукторов. Это привело к любопытному восприятию ситуации: многие говорят, что проезд в столице «бесплатный»; некоторые подростки просто приспособились проскакивать через терминал без оплаты.
Со 2 января 2021 г. цены на общественный транспорт в Москве выросли.
Помимо привычной инфляции, на сей раз причину подорожания объясняют еще тем, что:
в «особенном 2020 г.» выручка за билеты на общественном транспорте снизилась на 30%;
в нынешнем году затраты на электроэнергию, топливо и проч. поднимутся на 6%.
Так, новая цена 1 поездки по карте «Тройка» составляет:
- по городу – 42 руб.;
- на Московских центральных диаметрах в пригороде – 50 руб.;
- по тарифу «90 минут» – 65 руб.
Также проезд стоит:
- на 1 поездку с оплатой банковской картой – 46 руб.
Считается, что оплата банковской картой более выгодна, поскольку может давать кэшбэк – возврат хоть небольших, но процентов;
- на 1 поездку по городу по «Единому» тарифу – 60 руб.;
- на 2 поездки в пределах столицы – 120 руб.;
- по проездному на 60 поездок – 2070 руб., на 90 дней – 5430 руб. по городу и 6940 руб. – по Московским центральным диаметрам и в пригород;
- по безлимиту на 1 сутки – 240 руб.
В «северной столице» билеты подешевле, но тоже подорожали с Нового года.
Так, разовый «гостевой» в Питере равен 55 руб., конкретно в метро – 60 руб.
Проезд в метро по «Единой карте петербуржца» обойдется в 39 руб., по банковской карте «Мир» – в 44 руб.
В Казани 1 билет при оплате его у водителя по текущим ценам стоит 30 руб., а проездной на все виды транспорта на 1 месяц – 2800 руб.
С 1 марта 2021 г. повышены цены на билеты:
- в Архангельске – до 29 руб.;
- в Северодвинске – до 30 руб.
В Набережных Челнах 1 поездка на общественном транспорте обойдется в 25 руб., а проездной на 1 месяц – 1500 руб.
В Новосибирске стоимость 1 поездки в эти дни составляет:
- в троллейбусах и трамваях – 24 руб.;
- в автобусах – 25 руб.;
- на метро – 26 руб.
Помимо оплаты «живыми» деньгами и проездными/билетиками, в последние годы возник новый вариант: расчет пластиковыми картами любых видов («Виза», «Мир» и т. д.). Главное – чтобы карта позволяла оплачивать бесконтактно.
Более того, сейчас можно оплачивать через телефоны и смарт-часы по технологиям Samsung Pay, Apple Pay и Android Pay.
Рассчитываться также можно с помощью специальных пополняемых носителей NFC наподобие «Тройки», «Стрелки» и «Подорожника».
Среди гаджетов, позволяющих оплачивать за проезд, – умные часы и Apple Watch.
Спрашивается: а как быть, если ты рассчитался с помощью гаджета, но в автобус вошел контролер и требует у тебя подтвердить оплату? Да очень просто: поднести этот гаджет к терминалу контролера. И на его считывающем аппарате будет все видно.
П. с. Про общественный транспорт читайте любопытную статью «Где ночуют между сменами машинисты метро? А где они едят? А где дeлaют все остальное?» (и вправду: кому-то приходило в голову – как машинисты метро, например, xoдят, пардон, в тyaлeт во время рабочих поездок?).