Найти в Дзене
Авто-дао Дзена

Сколько стоят билеты городского транспорта и как передают на расчет в разных городах

В СССР кондукторов в автобусах частенько не было. Пассажиры бросали деньги за проезд и отрывали билеты. Или их рассчитывали водители. Сейчас эта система кое-где возвращается. Рассмотрим способы оплаты и цены на билеты в общественном транспорте разных городов России.

Многие наверняка помнят, что в СССР кондукторов в общественном транспорте частенько не было. По крайней мере, в сибирских городках, где мне довелось жить и бывать, как правило, обходились без строгих дяденек и тетенек с толстыми сумками.

Пассажиры просто бросали в деньги за проезд в кассу и отрывали билеты или пробивали билетики на компостере. И всё – на честных началах. Или же пассажиров рассчитывали водители.

С тех пор многое изменилось. Россияне в большинстве своем отвыкли от таких честных начал и привыкли либо к кондукторам, либо к строгой пропускной системе: пробиваешь билет – заходишь в салон.

И годами сложилась практика передавать за билетик через много рук других пассажиров.

"Передайте за проезд!" Кадр из советской комедии "Большая перемена"
"Передайте за проезд!" Кадр из советской комедии "Большая перемена"

А вот в Перми с февраля 2021 г. переходят на автобусы без кондукторов. Такой там решили провести общественный эксперимент на нескольких маршрутах.

Теперь там не надо передавать деньги через много рук – достаточно приложить карту к валидатору в автобусе.

Глава местного департамента транспорта со звучной фамилией Путин (правда, не Владимир Владимирович, а Анатолий Алексеевич) тестировал новую систему в прямом эфире, объясняя телезрителям, как она будет работать.

В Москве на большинстве маршрутов уже какое-то время тоже нет кондукторов. Это привело к любопытному восприятию ситуации: многие говорят, что проезд в столице «бесплатный»; некоторые подростки просто приспособились проскакивать через терминал без оплаты.

Со 2 января 2021 г. цены на общественный транспорт в Москве выросли.

Помимо привычной инфляции, на сей раз причину подорожания объясняют еще тем, что:
в «особенном 2020 г.» выручка за билеты на общественном транспорте снизилась на 30%;
в нынешнем году затраты на электроэнергию, топливо и проч. поднимутся на 6%.

Так, новая цена 1 поездки по карте «Тройка» составляет:

  • по городу – 42 руб.;
  • на Московских центральных диаметрах в пригороде – 50 руб.;
  • по тарифу «90 минут» – 65 руб.

Также проезд стоит:

  • на 1 поездку с оплатой банковской картой – 46 руб.

Считается, что оплата банковской картой более выгодна, поскольку может давать кэшбэк – возврат хоть небольших, но процентов;

  • на 1 поездку по городу по «Единому» тарифу – 60 руб.;
  • на 2 поездки в пределах столицы – 120 руб.;
  • по проездному на 60 поездок – 2070 руб., на 90 дней – 5430 руб. по городу и 6940 руб. – по Московским центральным диаметрам и в пригород;
  • по безлимиту на 1 сутки – 240 руб.

В «северной столице» билеты подешевле, но тоже подорожали с Нового года.

Так, разовый «гостевой» в Питере равен 55 руб., конкретно в метро – 60 руб.

Проезд в метро по «Единой карте петербуржца» обойдется в 39 руб., по банковской карте «Мир» – в 44 руб.

В Казани 1 билет при оплате его у водителя по текущим ценам стоит 30 руб., а проездной на все виды транспорта на 1 месяц – 2800 руб.

С 1 марта 2021 г. повышены цены на билеты:

  • в Архангельске до 29 руб.;
  • в Северодвинске – до 30 руб.

В Набережных Челнах 1 поездка на общественном транспорте обойдется в 25 руб., а проездной на 1 месяц – 1500 руб.

В Новосибирске стоимость 1 поездки в эти дни составляет:

  • в троллейбусах и трамваях – 24 руб.;
  • в автобусах – 25 руб.;
  • на метро – 26 руб.

Помимо оплаты «живыми» деньгами и проездными/билетиками, в последние годы возник новый вариант: расчет пластиковыми картами любых видов («Виза», «Мир» и т. д.). Главное – чтобы карта позволяла оплачивать бесконтактно.

Более того, сейчас можно оплачивать через телефоны и смарт-часы по технологиям Samsung Pay, Apple Pay и Android Pay.

Рассчитываться также можно с помощью специальных пополняемых носителей NFC наподобие «Тройки», «Стрелки» и «Подорожника».

Среди гаджетов, позволяющих оплачивать за проезд, – умные часы и Apple Watch.

Оплата умными часами. Снимок с sps-sng
Оплата умными часами. Снимок с sps-sng

Спрашивается: а как быть, если ты рассчитался с помощью гаджета, но в автобус вошел контролер и требует у тебя подтвердить оплату? Да очень просто: поднести этот гаджет к терминалу контролера. И на его считывающем аппарате будет все видно.

П. с. Про общественный транспорт читайте любопытную статью «Где ночуют между сменами машинисты метро? А где они едят? А где дeлaют все остальное (и вправду: кому-то приходило в голову – как машинисты метро, например, xoдят, пардон, в тyaлeт во время рабочих поездок?).