Найти тему
ТЕАТРАЛКА

Как Эльдар Рязанов исправил ошибку природы у Людмилы Гурченко

Людмила Гурченко - Леночка Крылова
Людмила Гурченко - Леночка Крылова

Она появилась в третьем павильоне киностудии «Мосфильм» перед очами молодого режиссера — дебютанта в художественном кинематографе Эльдара Рязанова с огромным желанием выделиться и с небольшим опытом, со всей своей неуемной энергией и провинциальными замашками, харьковским акцентом и неправдоподобно тонкой талией.

На съемочной площадке фильма "Карнавальная ночь"
На съемочной площадке фильма "Карнавальная ночь"

Ее привел туда Иван Александрович Пырьев. «Оденьте ее нормально, причешите и успокойте! И будет вам человек!» - сказал он и вышел из павильона. Гурченко страшно обиделась — что значит, успокойте. Ведь из нее энергия бьет ключом. Она хочет ею со всеми поделиться. Не зря же ей папа всегда говорил : «Все людям. Людям»... Вот она и вертелась во все стороны.

В 1956 году в Советском Союзе еще и слыхом не слыхивали о такой мудреной профессии под названием продюсер. Время показало, что пальма первенства, по праву, может принадлежать тогдашнему директору киностудии "Мосфильм". Это же Пырьев, каким-то ему одному ведомым чутьем умудрился в режиссере-документалисте разглядеть будущего комедиографа Эльдара Рязанова, а в юной студентке ВГИКа, чуть было не пробежавшей мимо, рассмотрел талантливейшую актрису. Производственный корпус киностудии «Мосфильм». По коридору, шелестя многочисленными юбками (была в те времена такая мода — под верхнюю юбку надевалась нижняя) вприпрыжку бежала молодая девочка (ну не умела она спокойно ходить). На лице был написал восторг, она строила сама себе и окружающим неимоверные рожицы, гримасничала и хохотала, когда кто-то пытался обхватить ее неимоверно тонкую талию двумя пальцами. Шедший ей навстречу самый главный человек на студии Иван Александрович Пырьев невольно остановился, наблюдая за этим чудом. Дождавшись, пока чудо чуть не сбило его с ног, он остановил девушку, развернул к себе лицом, внимательно посмотрел в глаза и произнес: «Не хлопочи лицом!» И спросил, где он мог ее видеть. Гурченко, забыв про редуцирование гласных и согласных, которому ее учили в институте, выдала с харьковским акцентом: «Та шо там! На пробах у Рязанова!»

«Пойдем со мной!», - велел Пырьев.

Подпрыгивая от восторга, молодая студентка ВГИКа побежала за Пырьевым. «Да что ты все вертишься! Успокойся!»

Вот уж действительно, прав был ее отец : «Все люди, как люди, а ты як черт на блюде!» Чутье не обмануло Пырьева — вышедшая музыкальная комедия никому неизвестного молодого режиссера со студенткой ВГИКа в главной роли, выстрелила, как сейчас бы сказали, в десятку. Побила все мыслимые и немыслимые рекорды в прокате. Но это все будет чуточку позже. А тогда...

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"
Кадр из фильма "Карнавальная ночь"

Гурченко переодели, причесали, успокоили. «Как я ее буду снимать? Да вы посморите у нее под глазами чернота, как у негра в желудке после кофе» - возмущался оператор фильма Аркадий Кольцатый. «А нос?»

Эльдар Рязанов помятуя о том, что у предыдущей актрисы, кроме курносого носика ничего больше не было, именно поэтому съемки и остановились, угомонил оператора и велел гримерам исправить ошибку природы. Через некоторое время актриса предстала перед оператором с чуть вздернутым носиком — спасибо волшебной ленточке, благодаря которой его «закурносили». «А с кругами под глазами что я буду делать?» - не унимался оператор. На помощь пришел мудрый Игорь Владимирович Ильинский, который наблюдал за всей этой суматохой, сидя в сторонке в кресле. Подошел к оператору и что-то шепнул на ухо. Кольцатый махнул рукой — а черт с вами со всеми, снимаем!

«Камера, мотор!» - пронеслось по павильону

На съемочной площадке. В центре:  Аркадий Кольцатый, Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов
На съемочной площадке. В центре: Аркадий Кольцатый, Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов

Премудростям профессии Гурченко училась на ходу, здесь же в павильоне. У молодого Рязанова, у гениального Ильинского.

Сегодня можно лишь себе представить, как забавлялся Игорь Владимирович, глядя на резвящихся вокруг молодых актеров, наверное улыбался их неопытности и...наслаждался их непосредственностью. И не сердился, если из-за молодой харьковчанки приходилось переснимать дубли, потому что ее было через чур много. Кто как не мудрый Ильинский знал, что у молодости есть один единственный недостаток — слишком быстро она проходит...

Игорь Ильинский (Огурцов), Людмила Гурченко (Леночка Крылова). Кадр из фильма.
Игорь Ильинский (Огурцов), Людмила Гурченко (Леночка Крылова). Кадр из фильма.

Зато у этой девочки есть талант и жажда к работе. Она постоянно что-то спрашивает, проговаривает, уточняет, предлагает и даже спорит. Пусть она наивна и неопытна, но в ней нет того, что он ненавидит — равнодушия...

Письма поклонников. 1957 год
Письма поклонников. 1957 год

А всему остальному она научится со временем — справляться с муфтой, перестанет шарахаться от камеры, наоборот, будет ее держать, не будет выпадать из кадра, к ней придет и опыт, и мастерство. Девочку ждет большое будущее. Она органична, как собака — это очень важно для актера. И голова на плечах имеется. А что касается харьковского говора — во ВГИКе исправят со временем. Отредуцируют...

Людмила Гурченко. 1958 год
Людмила Гурченко. 1958 год

Фото из открытого источника "Яндекс. Картинки."

А вы сколько раз смотрели "Карнавальную ночь"?