Найти тему
Киберпоп ТВ

Канонические препятствия к принятию сана

  • «Вопрос о канонических препятствиях к принятию сана. С одной стороны, известно, что при глубоком, искреннем покаянии Господь очищает, омывает человека от греха: "Если будут грехи ваши, как багряное, ― как снег убелю..." (Исаия 1:18). А далее, при таинстве Святого Причастия "попаляется греховное вещество, сжигается страстей терние". Как с этим увязать наличие канонических препятствий к священству? Если человек однажды согрешил блудом в буйной веселой молодости, ничего не зная о заповедях Божиих, а потом, ближе к 25-30 годам, встал на путь правды и покаяния, воцерковился, то всё равно этот блуд в каком-то смысле над ним тяготеет, давит своими последствиями и не в полной мере омыт кровью Христовой, раз является некой ограничивающей причиной к принятию сана? С другой стороны, конечно, Иоанн Крестьянкин пишет во многих письмах, что из таких вот рукоположенных во многих случаях ничего хорошего не выходило, а иногда священник и вовсе пускался в еще более худшие грехи. Помогите разрешить эту дилемму».

Ну а что тут удивительного? Во-первых, «попаляется греховное вещество, сжигается страстей терние» ― да, но если Вы будете причащаться каждый день, то каждый день это будет происходить. Все равно Вы будете приносить покаяние на исповеди. Это Господь говорит уже о финише нашей земной жизни. В любом случае грех, который мы совершаем ― это не нечто такое, что ты сделал, а Господь простил, и все шито-крыто. Грех как болезнь, как рана, которая не проходит бесследно, она все равно будет кровоточить очень долго, может быть, до самого конца жизни. Если случилась какая-то трагедия, человек попал в аварию, повредил себе, например, спину, он будет прикован к инвалидному креслу. Конечно, его реанимируют, подлечат, немного приведут в себя, но последствия этого все равно будут на всю оставшуюся жизнь. В духовном плане точно так же: если человек в своей жизни натворил серьезных дел, это не пройдет бесследно, это обязательно будет иметь длинный шлейф последствий. Это во-первых.

Во-вторых, священник должен быть образцом. «Образ буди верным, словом, житием, любовью, верой, духом и чистотою» (1 Тим. 4:12). Если он где-то грешит, он кается, и к нему не должно быть серьезных, глубоких нареканий. Представьте себе ситуацию, когда у этого священника до принятия сана была одна жена, дети, потом он развелся и только потом принял сан. Ну и как к нему будет относиться общество, насколько успешна будет его проповедь, когда люди будут знать, что у него уже вторая жена? А его дети от первой супруги как будут жить с осознанием того, что их папа бросил маму, а потом стал попом? Как на него будут смотреть родственники его первой жены? Получается, что он соблазн.

Что самое интересное, если бы он развелся, женился и просто жил, не принимая сан, к нему никаких бы претензий не было, и дети спокойно отнеслись бы и родственники. А если ты решился встать на служение Церкви, то ты должен соответствовать, ты должен быть образцом, и уже буквально все скажут: «Как так?». Так что здесь это имеет большое значение.

Христос говорил в Евангелии: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Священник не должен быть соблазном.

Вместе с тем, конечно, всегда есть возможность покаяния. Вы говорите, что у человека в двадцать лет что-то было в жизни, и без каких-то серьезных глубоких последствий это прошло, а потом он к двадцати пяти – тридцати годам остепенился, воцерковился, принес искреннее покаяние. В любом случае решение о рукоположении принимает правящий архиерей. Он рассматривает все обстоятельства и принимает решение. Если, на его взгляд, можно покрыть всё это молчанием или благодатью Божией и как «в небывшее вменить» ― ну что же, слава Богу! Значит, такому пастырю надо слезно благодарить Бога за то, что Он его, недостойного, сподобил предстоять пред престолом Божиим и совершать Божественную литургию, на которую и святые Ангелы взирать не смеют.

Что касается того, что «Иоанн Крестьянкин пишет во многих письмах, что из таких вот рукоположенных во многих случаях ничего хорошего не выходило, а иногда священник и вовсе пускался в еще более худшие грехи» . Да, здесь нужно действовать очень осторожно, я согласен. Но в качестве небольшого дополнения к словам отца Иоанна Крестьянкина скажу, что качество кандидатов в священный сан сейчас оставляет желать лучшего, но других нет. Это похоже на то, как некий господин призвал званых на ужин, а те стали отказываться: один поле купил, другой волов купил, третий женился. И тогда он послал своих слуг: «Соберите тех, кого найдете». Они собрали всех, пришел управитель и сказал: «Всё, господин, мы всё сделали, всех собрали, кого нашли, но еще место есть». Оказывается, все равно пустовато. Господин говорит: «Идите, соберите всех: хромых, убогих, и убедите их войти, чтобы наполнился дом возлежащими». Мне кажется, мы из этой партии: убогие, хромые...

Помогай Господь!

Дорогие друзья! В статьях с тегом « до запрета» используются вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, в них затронутые, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.
Фото Dimitris Vetsikas с сайта Pixabay 
Фото Dimitris Vetsikas с сайта Pixabay