Найти тему

"Клад" отца Никандра.Глава I. "Семена"

Оглавление

В начале апреля 2012 года в селе Усть-Чарышская Пристань Алтайского края при разборе завалов на чердаке ремонтируемого памятника истории и культуры – жилого дома священника, построенного больше века назад, рабочие нашли уникальные деловые бумаги и семена садовых и огородных культур, датируемые 1902 годом.

Итак, все по порядку: семена находились в холщовом мешочке и упакованы в бумажные пакетики. Каждый из них с надписями, сделанными, предположительно, на немецком языке.

В пакетиках оказались семена 13 видов культур: земляники, лаванды, фасоли, чёрного корня, сельдерея «Пражский гигант», фацелии, салата кочанного «Любимый Рудольфа», салата кочанного твёрдого, петрушки длинной бордовой, укропа и редиса.

Семена уже было собирались раздать знакомым, чтобы те попытались вырастить их дома, предварительно отслужив молебен и окропив крещенской водой.

Но, к счастью, этого не произошло. Их ждала другая история, а отца Никандра (Речкунова) - множество новых открытий. О них – следующий рассказ.

«Удачка» помогла

В определённый момент отцу Никандру повстречался нужный человек – ответственный редактор журнала «Удачка» Виктор Зубенко, который сразу оценил находку.

Ученые, которые работают над глобальной проблемой: что человечество будет пить и есть, разделились на два лагеря.

С одной стороны, большое развитие получила генная инженерия, однако она ставит под угрозу благополучие окружающей среды, здоровье людей и будущее сельского хозяйства.

Натуральные продукты, выращенные традиционным способом, уступают первенство продукции генной инженерии в силу своей относительной дешевизны, сохранности и внешней привлекательности.

Понимая опасность, которую влечет за собой генная инженерия, ученые из другого лагеря стремятся развить и усовершенствовать способы выращивания, не нарушая естественные законы природы.

В чем состоит ценность обретенных семян 110-летней давности?

Отец Никандр в АГУ, показывает свою находку специалистам.
Отец Никандр в АГУ, показывает свою находку специалистам.

Представим, что в нашем обществе появился человек из прошлого. Он выгодно отличался бы от всех нас по физическим, умственным и психическим способностям, поскольку вырос в более естественной и здоровой среде, соответственно, он не знал болезней современного мира.

Эти ценностные характеристики можно отнести и к найденным в доме священника семенам.

И как не воспользоваться уникальным даром из про.шлого, дающего шанс воспроизвести полезный и здоровый продукт?

Благодаря Виктору Зубенко, находкой заинтересовались сотрудники Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (г. Санкт-Петербург).Через коллегу питерских ученых с биологического факультета АлтГУ, доктора биологических наук, профессора Марину Михайловну Силантьеву в Центр были направлены сначала фотографии, а потом и сами семена.

Вердикт «вавиловцев»

Заключение специалистов уже после получения снимков не заставило себя ждать: «Эти семена надо обязательно изучить, исследовать жизнеспособность и только потом проращивать в специальных условиях».

-3

Консилиум специалистов и сотрудников лаборатории длительного хранения и семеноведения ВИР пришел к таким выводам:

- это, безусловно, интересная находка в плане истории отдельных культур, например, чёрного корня, кочанных салатов и т.д. на территории России и в Сибири;
- интересен образец восковой фасоли, очень раннеспелой и, скорее всего, полувьющейся переходной формы от вьющихся к кустовым;
- человек, который хранил эти семена, был весьма передовым и «продвинутым» в области ботаники, возможно, фармацевт или медик;
– вид пакетиков свидетельствует о том, что семена получены в какой-то семеноводческой фирме.

Специалисты сообщили, что в ВИР есть публикации немецких авторов по истории семеноводческих фирм Германии, начиная с 18-го века, поэтому по автографам на пакетиках можно попробовать узнать, откуда эти семена.

После этого сделать запрос в генбанк Германии и получить семена, соответствующие найденным образцам.
Всхожесть найденных семян, конечно, была под большим вопросом.

По опыту, вполне всхожи семена 40-х годов прошлого века, но процент всхожести зависит от культуры, от того, как они хранились, во что эти пакетики были дополнительно упакованы.

"Столетняя" фасоль.
"Столетняя" фасоль.

Специалистам по длительному хранению семян это интересно в качестве научного эксперимента, поэтому они готовы заняться этими образцами,

Итак, за семена отец Никандр мог быть спокоен: при любом исходе дела, они оказались в надежных руках. «Со временем, будем надеяться, прорастут и сослужат добрую службу людям на столе» - такими словами была подытожена история с семенами в том же 2012 году.

«Семена спасут в Нидерландах»

В 2014 году специалисты ВИРа имени Н.И. Вавилова сообщили, что в условиях их института прорастить семена не удалось, однако в одном из научных учреждений Нидерландов есть все необходимое для работы с подобным временным материалом.

В нидерландском городе Вагенингене находится один из крупнейших в мире научно-исследовательских центров, родоначальником которого стал сельскохозяйственный университет, свою историю отсчитывающий с начала 20 века.

Сегодня здесь создан научный кластер, занимающийся развитием и поиском новых селекционных сортов продовольствия.

На этой научной базе образовалась так называемая Продовольственная Долина, объединившая большое количество продовольственных транснациональных корпораций, в которых профессионалы работают над техническом прогрессом в области питания.

Нужно отдать должное тому, что такое маленькое государство, как Нидерланды, уделяет огромное внимание важнейшему для человечества вопросу.
Итак, планировалось семена отправить на исследование и возможное проращивание в Вагенинген.

«Как далеко Ваша дача!»

Прошло еще два года. 2016 год был объявлен Президентом Годом кино в России, и к отцу Никандру потянулись журналисты. Тема года идеально подходила – ведь в 2015 году наш настоятель стал кинематографистом, сняв фильм об Усть-Пристани, отправной точкой чего стала находка в Доме священника.

Журналисты разных изданий и телекомпаний, узнав о том, что среди документов были еще и семена, задавали вопрос: «Какова же их судьба?».

Вновь обратились в Федеральный исследовательский центр «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова». Находкой занималась и занимается старший научный сотрудник Центра Ирена Георгиевна Чухина, кандидат биологических наук.

Выяснилось, что в связи с санкциями против России коллеги из Нилдерландов не могут заняться проращиванием устьпристанских семян. Теперь стоит ждать лишь изменений в международных отношениях.

Однако была и хорошая новость: вавиловцы предложили реконструировать на территории храма в Усть-Пристани мини-огород из тех видов семян, которые были найдены, подобрав посадочный материал из коллекции института (эти же сорта или близкие к ним).

Ирена Георгиевна с алтайскими коллегами приехала в Усть-Пристань.
Ирена Георгиевна с алтайскими коллегами приехала в Усть-Пристань.

27 мая 2016 года Ирена Георгиевна приехала в Усть-Пристань и привезла с собой из Санкт-Петербурга (!) рассаду, выращенную из посадочного материала коллекции института.

Это те же самые растения, семена которых были найдены на территории храма! (Ирена Георгиевна рассказывала: при посадке в самолет бортпроводницы, увидев в руках пассажирки трепетно оберегаемую рассаду, удивленно подняли брови: «Ничего себе, как далеко Ваша дача!»).

Хотелось бы сразу отметить, что набор семян, которые оставил нам в наследство человек, живущий когда-то в Доме священника, по словам И. Г. Чухиной, действительно уникален для Алтайского края и Сибири вообще. В коллекции было представлено 22 вида растений, характерных для выращивания в Европе, но не в наших условиях!

Итак, к приезду рассады на территории храма уже был готов экспериментальный огород. Под руководством кандидата наук из Санкт-Петербурга были посажены фасоль, сельдерей корневой, земляника альпийская, петрушка, лаванда, мелисса, репа соловецкая.

Энтузиаст своего дела

Но вернемся к Ирене Георгиевне Чухиной. Это уникальный специалист, она занимается историей растений различных регионов страны, в том числе - Сибири. В частности, ее интересует, каким путем культурные растения оказываются в том или ином месте, а также, есть ли у них сородичи в дикой природе.

Например, она рассказала историю разных видов ячменя, распространенных в Алтайском крае, пшеницы, которая выращивалась у нас в разные исторические периоды.

Посадка по правилам науки.
Посадка по правилам науки.

Общение с энтузиастами, которые знают и любят свое дело, всегда обогащает. Несмотря на то, что вокруг невероятное количество источников информации, советы и ответы на вопросы специалиста такого уровня – практически аксиома.

Ирена рассказывала истории из экспедиций. Например, в одном селе бабушка – старообрядка поделилась с ней семенами лука, который вырастает у нее до размеров детской головы.

Оказывается, характер мировоззрения отражается даже в агротехнических приемах. Так, старообрядцы не пользуются теплицами и парниками, не пасынкуют помидоры, однако урожаи даже в менее благоприятных условиях, чем в Усть-Пристани, собирают обильные.

Кстати, о теплицах Ирена сказала, что в условиях Алтайского края поликарбонат нежелателен, исходя из опыта специалистов Алтайского ботанического сада. Стекло и даже полиэтилен не так «жарят» растения, как распространенный материал.

Визит гостьи из Санкт-Петербурга оказался знаковым и с другой точки зрения. Посмотрите, это ведь еще одна нить, скрепляющая Усть-Пристань и северную столицу России.

Ирене Георгиевне понравилось наше село, особенно прогулка по улице Миллионной.
Ирене Георгиевне понравилось наше село, особенно прогулка по улице Миллионной.

Словно покровитель села святой праведный Иоанн Кронштадтский шлет весточку и вспомоществование благим начинаниям настоятеля и прихожан.

И, что интересно, именно наш покровитель «организовал» следующую встречу устьпристанцев с Иреной Георгиевной. Это произошло благодаря поездке на Международный творческий фестиваль «Святой нашего времени», который проходил в Санкт-Петербурге «под крылом» Иоанновской семьи (так именуется сообщество православных приходов и организаций, названных в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Встреча в 2019 году

История с семенами в 2016 году не закончилась. Связь с Федеральным центром растениеводства и генетики им. Н.И. Вавилова не прерывалась, велась и ведется постоянная переписка .
Итак, поздняя осень 2019 года. Устьпристанцы посетили Центр.

-8

Он находится на Исаакиевской площади, в самом сердце Петербурга. Внутреннее убранство здания сохранилось со времен Николая I .

-9

Научные сотрудники показали нам богатейшие коллекции видов самых разнообразных растений, начинал создание которых сам Николай Иванович Вавилов с коллегами.Мы узнали много историй о том, как спасали образцы в годы блокады, увидели своими глазами множество раритетных вещей.

Ответный визит.
Ответный визит.
Вот так работают ученые.
Вот так работают ученые.

Побывали мы и в «святая святых» учреждения: хранилище базовых коллекций ВИР, где в специальных устройствах при температурном режиме минус 110 градусов содержится семенной фонд.

Сотрудники лаборатории длительного хранения генетических ресурсов растений Всероссийского института генетических ресурсов растений им.Н.И.Вавилова Владимир Григорьевич Вержук  (на первом плане) и Борис Иванович  Макаров готовы часами рассказывать о своей работе.
Сотрудники лаборатории длительного хранения генетических ресурсов растений Всероссийского института генетических ресурсов растений им.Н.И.Вавилова Владимир Григорьевич Вержук (на первом плане) и Борис Иванович Макаров готовы часами рассказывать о своей работе.
Чтобы попасть в «святую святых» института, надевают специальные костюмы, ведь температура там и с сибирской не сравнится. Мы спускались ненадолго, поэтому ограничились куртками.
Чтобы попасть в «святую святых» института, надевают специальные костюмы, ведь температура там и с сибирской не сравнится. Мы спускались ненадолго, поэтому ограничились куртками.
Вот при такой температуре хранятся семена.
Вот при такой температуре хранятся семена.

А как же наши, устьпристанские семена? Конечно, о них разговоров было больше всего. Они все ждут своего часа, но пока передать их для проращивания в Нидерланды не получается. Пока они хранятся в самых лучших условиях.

У нас же, в Усть-Чарышской Пристани не все растения, привезенные Иреной Георгиевной, сохранились. Поэтому вновь были пересмотрены коллекции, и дана гарантия: весной у вас будет новый посадочный материал.
Ирена Георгиевна предполагала возможность вновь приехать к нам, но… как раз в это время обострилась пандемия.

История продолжается

Весной уже 2020 года отец Никандр получил посылку с семенами. Наш маленький огород - экспериментальная площадка – разделился на три зоны, и одну из них под свою ответственность взяла . Ими занялась Людмила Викторовна Кудрявцева, прихожанка с большим земледельческим опытом.

В результате хорошо себя показали фасоль, горох, базилик. Совершенно не взошли скорционер и овсяный корень. Хотя очень нужно их вырастить. Ведь в пакетиках с семенами были: лаванда, овсяный корень, скорционер, фацелия. Значит, они могли произрастать на огородике жителя Дома священника. Это уже часть истории, и она «прорастает» новыми побегами новостей.

«Фаворит Рудольфа»

Вот последний ее штрих. Буквально в декабре в Инстаграмм отца Никандра был опубликован небольшой пост о семенах. И вдруг мы получаем отклик!

Александра Хартвич, жительница Германии устьпристанского происхождения, сообщила нам уникальную информацию.

Оказывается в одном из найденных в Доме священника пакетиках находятся семена ИСЧЕЗНУВШЕГО вида листового салата «Любимец Рудольфа». Именно этот пакетик иллюстрировал сообщение в сети.

-15

Оказывается, наш пакетик с семенами – единственное, что осталось от «Любимца Рудольфа» в мире вообще.

Информация о сортах была собрана в рамках проекта «Дальнейшее развитие красного списка исчезающих местных культур для овощей», который реализуется Федеральным управлением сельского хозяйства и продовольствия (BLE) при финансовой поддержке Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL).

В 2015 году салат был окончательно признан утраченным. Кстати, его название переводится еще и как «Фаворит Рудольфа».
Эх, знать бы, куда направить информацию о том, что есть у нас? Может быть, устьпристанский «Фаворит» доехал бы и до Германии?

Так семена более чем столетней давности «проросли» - пусть не в буквальном, но в переносном смысле на земле, для которой были предназначены их владельцем , предположительно, эстонским маслоделом, жившим и трудившимся в Усть-Пристани.

Такова история, словно река, которой нет начала и конца. Бывает, устанешь, захочешь отвлечься на что-то другое – но тут же река посылает «золотую рыбку», которая вновь и вновь заманивает тебя в сети исследований, поисков, открытий.

И мы рассказали лишь первую главу истории «Клада отца Никандра». Впереди – еще много неизвестного и неразгаданного. Будем продолжать! Читайте наш канал "Усть-Пристань. Храм".