В начале апреля 2012 года в селе Усть-Чарышская Пристань Алтайского края при разборе завалов на чердаке ремонтируемого памятника истории и культуры – жилого дома священника, построенного больше века назад, рабочие нашли уникальные деловые бумаги и семена садовых и огородных культур, датируемые 1902 годом.
Итак, все по порядку: семена находились в холщовом мешочке и упакованы в бумажные пакетики. Каждый из них с надписями, сделанными, предположительно, на немецком языке.
В пакетиках оказались семена 13 видов культур: земляники, лаванды, фасоли, чёрного корня, сельдерея «Пражский гигант», фацелии, салата кочанного «Любимый Рудольфа», салата кочанного твёрдого, петрушки длинной бордовой, укропа и редиса.
Семена уже было собирались раздать знакомым, чтобы те попытались вырастить их дома, предварительно отслужив молебен и окропив крещенской водой.
Но, к счастью, этого не произошло. Их ждала другая история, а отца Никандра (Речкунова) - множество новых открытий. О них – следующий рассказ.
«Удачка» помогла
В определённый момент отцу Никандру повстречался нужный человек – ответственный редактор журнала «Удачка» Виктор Зубенко, который сразу оценил находку.
Ученые, которые работают над глобальной проблемой: что человечество будет пить и есть, разделились на два лагеря.
С одной стороны, большое развитие получила генная инженерия, однако она ставит под угрозу благополучие окружающей среды, здоровье людей и будущее сельского хозяйства.
Натуральные продукты, выращенные традиционным способом, уступают первенство продукции генной инженерии в силу своей относительной дешевизны, сохранности и внешней привлекательности.
Понимая опасность, которую влечет за собой генная инженерия, ученые из другого лагеря стремятся развить и усовершенствовать способы выращивания, не нарушая естественные законы природы.
В чем состоит ценность обретенных семян 110-летней давности?
Представим, что в нашем обществе появился человек из прошлого. Он выгодно отличался бы от всех нас по физическим, умственным и психическим способностям, поскольку вырос в более естественной и здоровой среде, соответственно, он не знал болезней современного мира.
Эти ценностные характеристики можно отнести и к найденным в доме священника семенам.
И как не воспользоваться уникальным даром из про.шлого, дающего шанс воспроизвести полезный и здоровый продукт?
Благодаря Виктору Зубенко, находкой заинтересовались сотрудники Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова» (г. Санкт-Петербург).Через коллегу питерских ученых с биологического факультета АлтГУ, доктора биологических наук, профессора Марину Михайловну Силантьеву в Центр были направлены сначала фотографии, а потом и сами семена.
Вердикт «вавиловцев»
Заключение специалистов уже после получения снимков не заставило себя ждать: «Эти семена надо обязательно изучить, исследовать жизнеспособность и только потом проращивать в специальных условиях».
Консилиум специалистов и сотрудников лаборатории длительного хранения и семеноведения ВИР пришел к таким выводам:
- это, безусловно, интересная находка в плане истории отдельных культур, например, чёрного корня, кочанных салатов и т.д. на территории России и в Сибири;
- интересен образец восковой фасоли, очень раннеспелой и, скорее всего, полувьющейся переходной формы от вьющихся к кустовым;
- человек, который хранил эти семена, был весьма передовым и «продвинутым» в области ботаники, возможно, фармацевт или медик;
– вид пакетиков свидетельствует о том, что семена получены в какой-то семеноводческой фирме.
Специалисты сообщили, что в ВИР есть публикации немецких авторов по истории семеноводческих фирм Германии, начиная с 18-го века, поэтому по автографам на пакетиках можно попробовать узнать, откуда эти семена.
После этого сделать запрос в генбанк Германии и получить семена, соответствующие найденным образцам.
Всхожесть найденных семян, конечно, была под большим вопросом.
По опыту, вполне всхожи семена 40-х годов прошлого века, но процент всхожести зависит от культуры, от того, как они хранились, во что эти пакетики были дополнительно упакованы.
Специалистам по длительному хранению семян это интересно в качестве научного эксперимента, поэтому они готовы заняться этими образцами,
Итак, за семена отец Никандр мог быть спокоен: при любом исходе дела, они оказались в надежных руках. «Со временем, будем надеяться, прорастут и сослужат добрую службу людям на столе» - такими словами была подытожена история с семенами в том же 2012 году.
«Семена спасут в Нидерландах»
В 2014 году специалисты ВИРа имени Н.И. Вавилова сообщили, что в условиях их института прорастить семена не удалось, однако в одном из научных учреждений Нидерландов есть все необходимое для работы с подобным временным материалом.
В нидерландском городе Вагенингене находится один из крупнейших в мире научно-исследовательских центров, родоначальником которого стал сельскохозяйственный университет, свою историю отсчитывающий с начала 20 века.
Сегодня здесь создан научный кластер, занимающийся развитием и поиском новых селекционных сортов продовольствия.
На этой научной базе образовалась так называемая Продовольственная Долина, объединившая большое количество продовольственных транснациональных корпораций, в которых профессионалы работают над техническом прогрессом в области питания.
Нужно отдать должное тому, что такое маленькое государство, как Нидерланды, уделяет огромное внимание важнейшему для человечества вопросу.
Итак, планировалось семена отправить на исследование и возможное проращивание в Вагенинген.
«Как далеко Ваша дача!»
Прошло еще два года. 2016 год был объявлен Президентом Годом кино в России, и к отцу Никандру потянулись журналисты. Тема года идеально подходила – ведь в 2015 году наш настоятель стал кинематографистом, сняв фильм об Усть-Пристани, отправной точкой чего стала находка в Доме священника.
Журналисты разных изданий и телекомпаний, узнав о том, что среди документов были еще и семена, задавали вопрос: «Какова же их судьба?».
Вновь обратились в Федеральный исследовательский центр «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова». Находкой занималась и занимается старший научный сотрудник Центра Ирена Георгиевна Чухина, кандидат биологических наук.
Выяснилось, что в связи с санкциями против России коллеги из Нилдерландов не могут заняться проращиванием устьпристанских семян. Теперь стоит ждать лишь изменений в международных отношениях.
Однако была и хорошая новость: вавиловцы предложили реконструировать на территории храма в Усть-Пристани мини-огород из тех видов семян, которые были найдены, подобрав посадочный материал из коллекции института (эти же сорта или близкие к ним).
27 мая 2016 года Ирена Георгиевна приехала в Усть-Пристань и привезла с собой из Санкт-Петербурга (!) рассаду, выращенную из посадочного материала коллекции института.
Это те же самые растения, семена которых были найдены на территории храма! (Ирена Георгиевна рассказывала: при посадке в самолет бортпроводницы, увидев в руках пассажирки трепетно оберегаемую рассаду, удивленно подняли брови: «Ничего себе, как далеко Ваша дача!»).
Хотелось бы сразу отметить, что набор семян, которые оставил нам в наследство человек, живущий когда-то в Доме священника, по словам И. Г. Чухиной, действительно уникален для Алтайского края и Сибири вообще. В коллекции было представлено 22 вида растений, характерных для выращивания в Европе, но не в наших условиях!
Итак, к приезду рассады на территории храма уже был готов экспериментальный огород. Под руководством кандидата наук из Санкт-Петербурга были посажены фасоль, сельдерей корневой, земляника альпийская, петрушка, лаванда, мелисса, репа соловецкая.
Энтузиаст своего дела
Но вернемся к Ирене Георгиевне Чухиной. Это уникальный специалист, она занимается историей растений различных регионов страны, в том числе - Сибири. В частности, ее интересует, каким путем культурные растения оказываются в том или ином месте, а также, есть ли у них сородичи в дикой природе.
Например, она рассказала историю разных видов ячменя, распространенных в Алтайском крае, пшеницы, которая выращивалась у нас в разные исторические периоды.
Общение с энтузиастами, которые знают и любят свое дело, всегда обогащает. Несмотря на то, что вокруг невероятное количество источников информации, советы и ответы на вопросы специалиста такого уровня – практически аксиома.
Ирена рассказывала истории из экспедиций. Например, в одном селе бабушка – старообрядка поделилась с ней семенами лука, который вырастает у нее до размеров детской головы.
Оказывается, характер мировоззрения отражается даже в агротехнических приемах. Так, старообрядцы не пользуются теплицами и парниками, не пасынкуют помидоры, однако урожаи даже в менее благоприятных условиях, чем в Усть-Пристани, собирают обильные.
Кстати, о теплицах Ирена сказала, что в условиях Алтайского края поликарбонат нежелателен, исходя из опыта специалистов Алтайского ботанического сада. Стекло и даже полиэтилен не так «жарят» растения, как распространенный материал.
Визит гостьи из Санкт-Петербурга оказался знаковым и с другой точки зрения. Посмотрите, это ведь еще одна нить, скрепляющая Усть-Пристань и северную столицу России.
Словно покровитель села святой праведный Иоанн Кронштадтский шлет весточку и вспомоществование благим начинаниям настоятеля и прихожан.
И, что интересно, именно наш покровитель «организовал» следующую встречу устьпристанцев с Иреной Георгиевной. Это произошло благодаря поездке на Международный творческий фестиваль «Святой нашего времени», который проходил в Санкт-Петербурге «под крылом» Иоанновской семьи (так именуется сообщество православных приходов и организаций, названных в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского).
Встреча в 2019 году
История с семенами в 2016 году не закончилась. Связь с Федеральным центром растениеводства и генетики им. Н.И. Вавилова не прерывалась, велась и ведется постоянная переписка .
Итак, поздняя осень 2019 года. Устьпристанцы посетили Центр.
Он находится на Исаакиевской площади, в самом сердце Петербурга. Внутреннее убранство здания сохранилось со времен Николая I .
Научные сотрудники показали нам богатейшие коллекции видов самых разнообразных растений, начинал создание которых сам Николай Иванович Вавилов с коллегами.Мы узнали много историй о том, как спасали образцы в годы блокады, увидели своими глазами множество раритетных вещей.
Побывали мы и в «святая святых» учреждения: хранилище базовых коллекций ВИР, где в специальных устройствах при температурном режиме минус 110 градусов содержится семенной фонд.
А как же наши, устьпристанские семена? Конечно, о них разговоров было больше всего. Они все ждут своего часа, но пока передать их для проращивания в Нидерланды не получается. Пока они хранятся в самых лучших условиях.
У нас же, в Усть-Чарышской Пристани не все растения, привезенные Иреной Георгиевной, сохранились. Поэтому вновь были пересмотрены коллекции, и дана гарантия: весной у вас будет новый посадочный материал.
Ирена Георгиевна предполагала возможность вновь приехать к нам, но… как раз в это время обострилась пандемия.
История продолжается
Весной уже 2020 года отец Никандр получил посылку с семенами. Наш маленький огород - экспериментальная площадка – разделился на три зоны, и одну из них под свою ответственность взяла . Ими занялась Людмила Викторовна Кудрявцева, прихожанка с большим земледельческим опытом.
В результате хорошо себя показали фасоль, горох, базилик. Совершенно не взошли скорционер и овсяный корень. Хотя очень нужно их вырастить. Ведь в пакетиках с семенами были: лаванда, овсяный корень, скорционер, фацелия. Значит, они могли произрастать на огородике жителя Дома священника. Это уже часть истории, и она «прорастает» новыми побегами новостей.
«Фаворит Рудольфа»
Вот последний ее штрих. Буквально в декабре в Инстаграмм отца Никандра был опубликован небольшой пост о семенах. И вдруг мы получаем отклик!
Александра Хартвич, жительница Германии устьпристанского происхождения, сообщила нам уникальную информацию.
Оказывается в одном из найденных в Доме священника пакетиках находятся семена ИСЧЕЗНУВШЕГО вида листового салата «Любимец Рудольфа». Именно этот пакетик иллюстрировал сообщение в сети.
Оказывается, наш пакетик с семенами – единственное, что осталось от «Любимца Рудольфа» в мире вообще.
Информация о сортах была собрана в рамках проекта «Дальнейшее развитие красного списка исчезающих местных культур для овощей», который реализуется Федеральным управлением сельского хозяйства и продовольствия (BLE) при финансовой поддержке Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL).
В 2015 году салат был окончательно признан утраченным. Кстати, его название переводится еще и как «Фаворит Рудольфа».
Эх, знать бы, куда направить информацию о том, что есть у нас? Может быть, устьпристанский «Фаворит» доехал бы и до Германии?
Так семена более чем столетней давности «проросли» - пусть не в буквальном, но в переносном смысле на земле, для которой были предназначены их владельцем , предположительно, эстонским маслоделом, жившим и трудившимся в Усть-Пристани.
Такова история, словно река, которой нет начала и конца. Бывает, устанешь, захочешь отвлечься на что-то другое – но тут же река посылает «золотую рыбку», которая вновь и вновь заманивает тебя в сети исследований, поисков, открытий.
И мы рассказали лишь первую главу истории «Клада отца Никандра». Впереди – еще много неизвестного и неразгаданного. Будем продолжать! Читайте наш канал "Усть-Пристань. Храм".