Найти тему

Пути сообщения на Камчатке в 1923 году (окончание)

С 1920 г. на первом чрезвычайном уездном съезде, состоявшемся в г. Петропавловске, было подтверждено то мнение, что с проведением дорог в губернии улучшатся экономические условия жизни населения и указывались те селения, для которых проведение дорог составляет неотложную нужду.

При проведении дорог в первую очередь необходимо включить наиболее густо заселённые и наиболее страдающие от бездорожья места губернии. Сюда необходимо отнести долину р. Камчатки, где на протяжении 700 вёрст расположено 4 волости с 22 селениями. Грунтовых дорог здесь никаких нет, и доставка грузов происходит только летом на катерах, которые смотря по воде в реке, поднимаются от Усть-Камчатска до селения Козыревска и Талбачик [так в тексте — А.П.], а иногда до Щапино, Машуры и Кирганика (350–480 вёрст от устья). Остальное пространство реки для катеров не доступно и груз возможно возить по реке только на ботах [так в тексте — А.П.], или зимой на собаках; но доставка на ботах очень тяжела из-за сильного течения реки в её верховьях, и подвозка грузов откладывается на зиму, когда некоторые селения принуждены ехать вёрст за 200–300 вниз, по реке. Но и здесь является большое препятствие, так как «собачий путь» открыт тогда, когда начинается охота, и житель подчас принуждён остаться без достаточного количества продуктом для того, чтобы не потерять время охоты. Есть ещё и другие неблагоприятствующие условия: нарта собак восьмёркой поднимает 8 пуд. груза, а нарта в 10–12 собак до 10–12 пуд., следовательно, успех перевозки зависит от числа имеющихся собак. Кормом для собак исключительно служит рыба (юкола), но вследствие ежегодного недохода рыбы, приходится уменьшать количество собак, а в иных случаях, за отсутствием корма для них, бросать насиженные места и спускаться вниз к рыбе и катерной стоянке.

Поэтому, для поднятия экономического благосостояния жителей, населяющих верховье реки Камчатки, в первую очередь постройки необходимо включить проведение дороги, начиная с места, так называемого, «Щапинского переезда», до которого могут доходить катера и довести её, хотя бы на первое время, до большого селения Мильково, что составит около 100 вёрст, проходящих около 10 в. болотами и пересекаемых несколькими реками и речками. Выше села Мильково до с. Щапино необходимо отремонтировать около 10 мостов, имеющих каждый протяжение 6–12 саж., что облегчит вьючную перевозку груза.

Скотный двор в Елизове. 1923.
Скотный двор в Елизове. 1923.

Следующей, необходимой для края, является постройка грунтовой дороги от с. Завойко до с. Большерецка — около 170 вёрст.

Эта дорога необходима.

1) Для установления летней связи восточного берега полуострова Камчатки с западным и имеет важное значение в том отношении, что Большерецк является одним из больших, торговых и рыбопромышленных пунктов на западном берегу, обслуживающим интересы на значительном расстоянии, и когда случается недостача продовольствия в других пунктах западного побережья, то она пополняется из Большерецка, а это селение, в свою очередь, получает его из Петропавловска.

2) От этой дороги (с. Начики) идёт ответвление в долину р. Камчатки; с проведением этого ответвления все селения, находящиеся в верховьях р. Камчатки, будут связаны грунтовой дорогой, как между собой, так и с Петропавловском и с. Большерецком и облегчится и удешевится доставка груза в эти отдалённые, мало проходимые места.

В 1911 г. был составлен вариант дороги от с. Завойко до с. Мильково, протяжением 312 вёрст, которым связывались следующие селения: Завойко, Коряки, Малки, Ганалы, Пущино, Шаромы, Верхне-Камчатское, Мильково. (Кроме профиля этой дороги никаких данных не сохранилось).

Проведением указанных дорог, общим протяжением около 445 вёрст, будут связаны между собою: восточный берег, западный и центральная часть Камчатского полуострова, т.е. наиболее населённая часть губернии.

Отсутствие грунтовых дорог, переправ через реки, глубокий и рыхлый снег, продолжительные пурги, а также невозможность получить в пути корм пока не позволяют пользоваться лошадью в зимнее время, а всё передвижение в эту пору происходит на собаках и оленях, причём на первых ездят почти исключительно оседлые жители, а на последних кочующие инородцы.

Можно сказать, что при существующих жизненных условиях, зимние пути в губернии имеют большее значение нежели летние, т.к. только зимою можно легко проникнуть вглубь материка, завезти товар и собрать пушнину, но это не означает, что сам способ передвижения лёгок и безопасен.

Встречающиеся по пути следования кустарники, засыпанные глубоким рыхлым снегом, или горные хребты требуют объезда, незамёрзшие реки и речки, забросанные лёгким снегом, проваливающиеся при попытке проехать через них, требуют выбора подходящего места для переправы, — все эти препятствия отклоняют едущего от принятого направления.

Для облегчения передвижения в губернии принято устанавливать по зимнему тракту высокие вехи, указывающие направление его, и вёрст через 20–40 ставить трактовые юрты, в которых путник может укрыться от ненастья и греться у огня.

Скорость езды на собаках и вес поднимаемого ими на нартах груза зависят от числа собак, местности, погоды и пр. причин. Нарта собак в 10 шт. поднимает 8 пуд. и проезжает в сутки с грузом 40 в., а без груза 60–70 вёрст. Олени пробегают одинаковое расстояние с собаками, и пара оленей на нарте поднимает 7–8 п.

Камчатка в 1923 году (обзор Камчатской губернии по данным Камчатского Губревкома). — Чита: Издание ДАЛЬЭКОСО, 1924.
Камчатка в 1923 году (обзор Камчатской губернии по данным Камчатского Губревкома). — Чита: Издание ДАЛЬЭКОСО, 1924.

Камчатка
4665 интересуются