Найти тему
НУАР-NOIR

Мрачная пародия на нео-нуар родом из СССР

Или как надо смотреть советский фильм «Плюмбум или опасная игра»?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

В своё время фильм «Плюмбум или опасная игра» произвел весьма сильное, но не самое благоприятное впечатление на советское общество. Первые зрители увидели эту ленту в начале 1987 года, почти сразу же после окончания новогодних каникул. Хотя нельзя сказать, что фильм был уж совсем «перестроечным». Так называемое «перестроечное кино» только-только начиналось.

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

По большому счету «Плюмбум» был очень мрачной пародией на нео-нуар. Более того, мрачной пародией, предпринятой режиссером Вадимом Абдарашитовым на вполне конкретный фильм, а именно «Ночные ходы» (1975). Была показана ситуация, что если бы в «Ночных ходах» главным действующим лицом был не американский частный детектив Гарри Мосби, а нечто вроде Кроша, советского подростка из приключенческих повестей Рыбакова

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

Сразу же обозначим общие моменты. Во-первых, это кризис мужественности, который в одном случае приводит к показной агрессивности, во втором - к подчеркнутой бесчувственности. Не случайно, Руслан по кличке «Плюмбум» во время тренировки по самбо говорит, что не чувствует боли, когда ему проводят болевой прием. Опять же кличка отсылает к «свинцу», из которого делают пули. Невольная аллюзия к прозвищам частных детективов: всевозможным «Магнумам» и «Кувалдам».

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

Во-вторых, в обоих случаях у героев нелады с отцами. Однако если Мосби просто выслеживает своего и в итоге не решается поговорить, то «Плюмбум» проводит задержание во время рейда на браконьеров и даже осуществляет допрос. Но куда более важна трагическая судьба девочки, что доверилась главному герою. В обоих случаях их ожидает гибель, как раз по вине «детектива». Сходство фильмов усиливается ещё за счет того, что оба они заканчиваются сценой «погружения». Только в одном случае на дно идёт самолет, из кабины коего не способен выбраться его пилот, во втором – с крыши медленно падает Соня Орехова

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

Собственно можно было бы привести ещё больше параллелей, в частности, безучастное отношение к людям, которые оказались в сложной ситуации. Но куда более интересным кажется подчеркнутое лицемерие мальчика. На первый взгляд, он действительно борется с преступностью, как оно ему кажется. Но вслушайтесь в слова про «растащили всю страну». И обратите внимание: на улице вовсе не 89-ый и даже не 90-ый год, когда кризисные моменты в «советской жизни» были всем очевидны. Съемки шли летом 1986 года.

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

И это говорит комсомольский активист. Из числа которых затем будет формироваться актив «новой элиты». Именно «комсомольские активисты» наиболее удачно адаптировались к новой жизни в 1991-1992 годах, обретя себя уже в новом качестве в различных холдингах и «новых кабинетах». И именно во времена, что расположились между распадом СССР и выходом фильма «Плюмбум» на экраны, яростно требовали содействия «перестройке» и возвращения к «принципам подлинной ленинской демократии».

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

Что очень быстро забыли и сменили курс, явив себя «типичными флюгерами». Не случайно многие из людей с «советским прошлым» очень скептически относятся к празднованию дня комсомола. Ибо оный для них это вовсе не БАМ, не стройотряды, «не молодость и весна», а «перевертыши», что в итоге как раз и «развалили страну».

Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)
Кадр из фильма "Плюмбум или опасная игра" (1987)

Как бы то ни было, но в случае с «Плюмбумом» мы имеем случай именно крайне мрачной, фактически прозорливой нео-нуарной пародии. Чуть позже в судьбе актера Антона Андросова был ещё фильм «Беспредел» (именно в 1989 году советские люди впервые узнали это слово). В нём есть масса отсылок к классическим западным тюремным драмам (как одной из производной от нуара). Опять же нельзя не вспомнить, что ансамбль из заключенных, играющий «Тюремный рок», является очень угрюмой отсылкой к фильму 1957 года, в котором главную роль исполнил Элвис Пресли

Сайт, посвященный нуару

Поскольку в последнее время подписчики не всегда видят в своей ленте наши новые материалы, то переходите по данной ссылке

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц