Дадд так и не предстал перед судом, вместо этого он стал одним из первых, кто воспользовался новыми «правилами МакНэгтена», и был признан сумасшедшим, а не виновным в убийстве, что могло бы закончиться виселицей. Его приговорили к заключению в госпитале св Екатерины Вифлеемской (Бедлам) на юге Лондона (на территории нынешнего Имперского военного музея), где он провел следующие 20 лет сначала в уголовном отделении, а затем в обычной закрытой палате.
Правила МакНэгтена возникли в результате судебного процесса над Дэниелом МакНэгтеном в марте 1843 года за убийство Эдварда Драммонда, секретаря премьер-министра, в результате неудачного покушения на самого премьер-министра. Это было первая попытка английской правовой системы ввести такое понятие, как освобождение от уголовной ответствнности из-за невменяемости. Вывод суда был знаковым: «Во время совершения деяния обвиняемый страдал от такого дефекта разума, от душевной болезни, что не понимал характера и качества деяния, которое он совершал, или, если он и понимал, то не знал, что то, что он делал, было неправильным». (“ At the time of committing the act, the party accused was labouring under such a defect of reason, from disease of the mind, as to not know the nature and quality of the act he was doing or if he did know it, that he did not know that what he was doing was wrong ” ). Этот принцип лег в основу защиты невменяемых в английской правовой системе на последующие сто лет.
23 июля 1864 года Дадд был переведен в новую суперсовременную лечебницу, построенное в Бродмуре недалеко от Рединга в Беркшире специально для душевнобольных преступников после введения нового законодательства в Законе о лечебницах для уголовных безумцев 1860 года.
Что касается лечения людей с психическими заболеваниями, викторианская эпоха была эпохой радикальных перемен. Сумасшедших больше не запирали в тюрьме, (тут я невольно вспомнила «Джейн Эйр»), их состояние было признанно болезнью, и они содержались в специальных учреждениях: считалось, что уход от стрессов внешнего мира, отдых и хорошая диета будут способствовать выздоровлению. К сожалению, несмотря на этот просвещенный подход, у викторианских врачей не было антипсихотических препаратов, которые, как мы теперь знаем, очень эффективны в лечении таких состояний, как бред, который преследовал Дадда.
Без эффективного лечения бредовые состояния Дадда становились все более навязчивыми. Как указывает Бойс, за все время своего заключения Дадд так и не понял значения того, что убил своего отца. Даже спустя годы он утверждал, что убил своего отца «во имя божества».
Во время своего пребывания в Бедламе Дадд продолжал вести себя беспокойно и агрессивно. Иногда он нападал на других пациентов (хотя вскоре после этого он неизменно извинялся). Он был классифицирован как опасный на протяжении всего его пребывания как в Бедламе, так и в Бродмуре, но это не помешало властям больницы предоставить ему определенную свободу передвижений. Ему выделили собственную студию в Бродмуре и даже разрешили использовать ножи для резьбы по дереву. У него также был свободный доступ к приюту, где он часами наблюдал, как другие пациенты играют в крикет. Дадд продолжал рисовать, пока находился в заключении, и в дополнение к своим работам он также рисовал декорации для развлекательного зала и фрески, многое из чего теперь утеряно. После смерти Дадда больничные власти просто засунули его работы на чердак, откуда те либо разошлись по рукам, либо погибли…
Сообщения в газетах времен суда над Даддом примечательны тем сочувствием, которое они проявляют к его несчастью. В одной статье говорится, что «он всегда считался молодым человеком с самым мягким нравом, всегда демонстрировавшим самую теплую и нежную привязанность к своему отцу». Это говорит о том, что до болезни Дадда любили, он пользовался популярностью и как художник, и в силу своих человеческих качеств.
В ходе поисков разнообразных материалов о Дадде, я натолкнулась на интересную статью о том, как психиатры, им занимавшиеся, поощряли его к рисованию в терапевтических целях. Так была создана серия работ под названием «Страсти». Некоторые из них мы можем посмотреть ниже.
Обман или двуличность
Агония, буйное помешательство
Патриотизм
Горе или скорбь
Безрассудство
Ревность
Гордыня
Ненависть
Неизвестность и ожидание
Безделье
Мошенничество
Всего было нарисовано 32 полотна.
Вполне современные методы работы с людьми, страдающими психическими заболеваниями.
Н. Троманс в своей книге о Дадде пишет, что "...серия «Страсти» - это уникальный пример встречи искусства и медицины. Эскизы изображают своего рода трактат о патологии эмоций".
От себя добавлю, что больше всего меня впечатлила "Скорбь". Остальные страсти достаточно ходульны. "Ревность" вообще статична и неубедительна. А "Буйное помешательство" карикатурно. Я не психолог. профессионалы, вероятно, рассмотрели бы в этих картинах многое. Я буду рада комментариям по этому поводу.
А теперь вишенка на торте, как говорит подрастающее поколение.
Вот и он сам - Николас Троманс, ведущий эксперт по Дадду, автор книги о нем и его творчестве, откуда, собственно говоря и взята большая часть сведений, которые я тут изложила.
Он на четыре минуты станет нашим проводником в мир Ричарда Дадда.
Ричард Дадд, художник и психиатрическая лечебница.
"Он поведет нас в галерею Тейт и в музей Фицвильяма в Кембридже, и даст нам уникальную возможность рассмотреть некоторые из полотен в деталях! Это то, что я так давно искала. Мы наконец-то увидим королеву Мэб!)))
«Мы находимся в Южном Лондоне в галерее Тейт. Мы посмотрим на картину Ричарда Дадда «Мастерской замах волшебного дровосека». Когда она появилась здесь, имя Дадда было практически совершенно неизвестным. Его включали, вероятно несправедливо, в список художников неудачников. Ничто не может быть дальше от этого определения. На самом деле он был блестяще одаренным подростком, обучающимся в Королевской академии. А когда богатый валлийский юрист приехал в Лондон в поисках молодого художника, с которым он мог поехать путешествовать на Восток, то элита тогдашнего художественного Лондона безоговорочно указала ему на Дадда, как на художника с искрой божьей.
Это путешествие оказалось таким насыщенным, что простимулировало у Дадда ужасные срывы. ОН дошел до того, что увидел в своем отец воплощение дьявола и убил его в парке в Кенте. Его поместили в Королевский госпиталь, в народе называемый Бедламом. Это было место замкнутое и с отсутствием малейших эмоциональных стимулов. Но именно там, вопреки, а может быть, и именно в силу этого, он начал создавать свои невероятные работы. Нельзя не ощутить того, глядя на них, что они явились для Дадда способом бежать от условий, в которых он содержался. 1 минута 35 секунд Главная фигура – это сам Дровосек. Может быть, он сам выглядит как Ричард Дадд. Он поднимает топор, чтобы расколоть орех, из которого будет сделана новая карета для королевы фей, королевы Мэб. А вот и она – еле видна. Здесь! 1 минута 54 секунды. Он держит то, что представляет из себя силуэт топора, который Дадд не изображал в этой части картины. Это может объяснить, почему так много людей расселись вокруг и думают, сможет ли он сделать это или нет. На картине изображены две молодые дамы, карлики, двое влюбленных крестьян, два благородны джентльмена. Наконец, эта маленькая эльфийская фигурка вот здесь. Практически между ног, и каких ног! Молодых дам. Это объясняет? Почему он так притаился там – чтобы исподтишка поглядывать вверх под юбки дам. Такая шутка рано созревшего школьника. Но нам не стоит слишком сурово судить автора. Мы должны вспоминать, что его оторвали от всех радостей жизни. Любовь, секс, романтика, продолжение рода – все это не выпало на его долю. Вся идея этой картины, если можно так посмотреть – это невозможность расколоть этот орех. 3 минуты 9 сек А теперь я еду в Кембридж в университетскую галерею, называющуюся музей Фицвильяма. Там в 40-е годы нашего века нашлась акварельная версия «Мастерского замаха». В 1864 году Дадда перевели из Бедлама в новый дом умалишенных для преступников в Бродморе. Вскоре по прибытии туда он и написал эту картину, которая датирована ноябрем 1864 года. Тут мы видим гораздо более ограниченную цветовую палитру. Он использовал особую акварельную технику и рисовал кисточкой с жесткой щетиной. Акварель нанесена отдельными точками. Он сочетал рисунок с крошечными цветными точками. Но что касается композиции, фигуры на этом рисунке расположены относительно друг друга точно так же, как и в оригинале, написанном маслом. Дадда оторвали от его шедевра, поэтому он нарисовал эту версию в Бродморе. То, что он повторил все в малейших деталях снова, вероятно, для собственного удовольствия, только лишь подчеркивает важность этой картины для него».
Продолжение следует!
Ссылка на первую часть "Ричард Дадд и его рывок к свободе"
Ссылка на вторую часть "Дадд, жизнь в заточении"
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613