Найти тему
Две Войны

Как советские лётчики угнали самолёт Люфтваффе, чтобы сбежать из плена

8 февраля 1945 года 10 советских военнопленных, во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым, совершили невероятный побег из охраняемого немецкого лагеря, который навсегда вошёл в военную историю России. Подвиг Девятаева и его товарищей похож на сюжет приключенческого фильма. Но история эта – абсолютно реальная.

Не только лётчик, но и разведчик?

Лётчик-истребитель Михаил Девятаев 23 сентября 1941 года был сбит, получив при этом тяжёлое ранение. После излечения медкомиссия не разрешила ему вернуться в истребительную авиацию. Он продолжил службу в авиации санитарной, на биплане У-2 (По-2). В истребительную смог вернуться лишь в июне 1944-го – благодаря случайной встрече со старым командиром.

Но в справке полковника СМЕРШ Мандральского Виктора Александровича, который допрашивал лётчика после возвращения, значится, что после госпиталя Девятаев обучался в разведшколе, и лишь потом перешёл в санитарную авиацию. Сам Михаил Петрович ни разу нигде не упоминал об этом.

Как пленный пилот попал на секретный объект?

13 июля 1944 года Девятаев был сбит и попал в плен. Содержался в концлагере Кляйн-Кёнигсберг (по другой версии – Лодзь, в Польше). Вместе с товарищами пытался бежать, делая подкоп, но 13 августа их разоблачили, и с клеймом смертников на одежде отправили в Заксенхаузен.

По официальной версии, парикмахер в лагере подменил нашивку на робе Девятаева, благодаря чему тот из смертника превратился в штрафника, по фамилии Никитенко. Из Заксенхаузена Михаил Петрович попал в лагерь Карлсхаген, расположенный рядом с секретным полигоном Пенемюнде. Там испытывали ракеты Фау-2. Узников использовали для работ на аэродроме.

Ракета Фау-2. Фото в свободном доступе.
Ракета Фау-2. Фото в свободном доступе.

На самом деле, секретный полигон для английской разведки, секретом не был. Британские бомбардировщики его бомбили, да только, по большей части, зря.

«Аэродром был ложным. На нём выставляли фанерные самолёты. Англичане работали по нему. Когда я прилетел и рассказал об этом генерал-лейтенанту 61-й армии Белову, он ахнул и схватился за голову! – вспоминал Девятаев уже в наши дни, когда срок подписки о неразглашении истёк, – я объяснил: надо пролететь ещё несколько сот метров от берега моря – там в лесу скрыт настоящий аэродром. Его закрывали деревья на специальных передвижных колясках. Поэтому его и не могли обнаружить. А на нём было 13 установок Фау-2»

Дерзкий угон немецкого самолёта

Удивительно, но беглецы смогли проникнуть в самолёт на охраняемом секретном аэродроме, и взлететь на этой незнакомой немецкой машине. Девятаев объясняет, что однажды он убирал снег с крыла самолёта, а немецкий пилот в это время прогревал мотор. Увидев через окошко последовательность его действий, наш пилот запомнил её.

Захват Михаил Петрович производил с четырьмя товарищами (остальные не знали о подготовке побега и присоединились к нему случайно, в последний момент). Попытка перехватить самолёт с работающими двигателями удалась не сразу: слишком много было свидетелей, силы всё время были не равны.

Но в охране аэродрома в конце войны были уже не солдаты (всех отправили на фронт), а ополченцы из Ландесшютцена, и их было мало. Когда во время размаскировки и подготовки к полёту самолёта He-111 Девятаев с товарищами остались всего с одним конвоиром, они этого шанса не упустили. Лейтенант Иван Кривоногов вырубил охранника , и беглецы захватили самолёт. Взлететь удалось не с первого раза: Девятаев выруливал на взлётку повторно. Но немецкие охранники и лётчики были в столовой, и спохватились поздно.

Единственный Маршал Советского Союза, который не дожил до победы над Германией

Самолёт Не-111. Фото в свободном доступе.
Самолёт Не-111. Фото в свободном доступе.

В погоню был брошен лётчик-истребитель Гюнтер Хобом, но он не нашёл угнанный Хейнкель. Другой пилот – Вальтер Даль – нашёл. Но он возвращался на базу без боеприпасов, поэтому приказ «Сбить одинокий He-111!» выполнить не смог.

На линии фронта угнанный самолёт был обстрелян советскими зенитками и сильно повреждён, но Девятаев благополучно посадил его «на пузо».

О том, что в самолёте было секретное оборудование, Михаил Петрович тоже рассказал не в мемуарах, а в интервью, лишь в 2002 году: «Был пульт, задающий курс ракете Фау-2… Самолёт летел сверху и по радиосвязи направлял ракету» .

После войны Девятаев ещё раз посетил Пенемюнде. Причём вместе с Сергеем Королёвым, руководившим освоением немецкой ракетной техники. Там он даже встретился с пилотом Люфтваффе, Гюнтером Хобом, которому был дан приказ уничтожить беглецов.

Подвиг Девятаева был предан гласности лишь в 1957 году, когда о нём написал журналист Ян Винецкий. Отважному лётчику только тогда присвоили звание Героя Советского Союза. Он стал известной личностью, а в 1972 и 1988 годах выпустил две книги мемуаров. Но рассказал он в них, по всей видимости, далеко не всё.

«Если бы все солдаты фюрера воевали, как этот русский»- как советский боец остановил танки вермахта на самом деле

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал в Дзен и Телеграм пишите, что думаете - это мне очень поможет!
Если Вы заметили ошибки, напишите мне в личные сообщения!

Вопрос к читателям:

Были ли ещё подобные подвиги за время Второй Мировой Войны?