Найти тему
Из точки А в точку Б

Украинские вокзалы передадут частникам. В нагрузку к крупным будут давать мелкие

Оглавление

Уже в этом году шесть украинских вокзалов передадут в концессию. Это когда частная компания берёт на себя ремонт, реконструкцию, содержание и другие затраты — но она же эксплуатирует вокзал и получает прибыль.

Центральный вокзал Киева тоже передадут в частные руки. Фото: Naumenkophotographer, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/
Центральный вокзал Киева тоже передадут в частные руки. Фото: Naumenkophotographer, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/

Какие вокзалы передадут в частные руки

По словам украинского министра инфраструктуры Владислава Криклия, "Укрзализныца" (Украинские железные дороги, аналог РЖД) готовит к передаче в концессию шесть вокзалов:

  • Центральный вокзал Киева (400 тыс. кв. метров) и вокзал в Виннице (6 тыс. кв. метров) — в первую очередь,
  • Николаев, Днепр, Харьков и Чоп — потом.

При этом их будут предлагать не по отдельности — так небольшие вокзалы останутся невостребованными. Пока планируется опробовать классическую схему с "нагрузкой": к популярному и оживлённому крупному вокзалу будет идти маленький в комплекте. Конкретику пока не утвердили — какой с каким объединят.

Планируется, что в итоге доход от концессии составит порядка 50 млн гривен в год — почти 2 млн долларов. Плюс уменьшатся убытки.

Плюс рассматривается ряд небольших вокзалов, где УЗ могла бы предложить коммерсантам варианты совместного управления зданием.

Станция Винница. Фото: Prymasal, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org
Станция Винница. Фото: Prymasal, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org

Зачем это делают

Основная причина, которую называют, — чтобы вокзалы развивались. Сейчас они логически должны превращаться в торгово-развлекательные центры, где можно с комфортом провести время — в том числе в ожидании поезда. Найти привычные способы проведения досуга — и оставить деньги, в том числе.

У государства на это сейчас нет средств — а коммерсанты как раз заинтересованы в этом.

На содержание вокзалов "Укрзализныца" тратит около 800 млн гривен в год — это почти 29 млн долларов.

Другая причина — магазины и сервисные предприятия внутри вокзалов, по сути, непрофильная деятельность для железной дороги. А при недостаточном уровне контроля и профессионального управления где угодно начнётся бардак. Управляющие компании, которые умеют работать с ТРЦ, смогут применить отлаженные бизнес-процессы и на вокзалах.

То, что касается передвижения пассажиров и грузов, поездов и безопасности, частникам никто не планирует отдавать.

Сейчас вокруг вокзалов всё равно развивается стихийная торговля, с цыганами и коррупцией. Вот это всё хотят вычистить.

Аналогичным образом в Украине уже переданы в концессию некоторые порты и готова законодательная база для аэропортов. Но с ними процесс пока приостановили: сейчас авиаперевозки в упадке, невыгодно.

Как вы думаете, в России такую схему можно реализовать? И оживить таким образом вокзалы в небольших городах?