Найти тему
Исследование Писания

ПЛАЧ ИЕРЕМИИ (ч.4): БЛАГОСЛОВЕННОСТЬ СОКРУШЕНИЯ

(Плач Иеремии 2:1-10)

Сын бедного фермера вырос в нищете. С раннего детства он ходил в маленькую местную церковь недалеко от фермы. Его научили верить в Бога. По-своему, по-простому, его мать и отец верили в Бога и в то, что Он заботится об их будничных нуждах. Они много работали на земле, чтобы обеспечить свое нехитрое существование.

Когда мальчик вырос, он решил, что вырвется из нищеты. Желание разбогатеть стало у него навязчивой идеей. В стремлении к богатству он занялся недвижимостью как раз в то время, когда цены на землю стали подниматься. За короткое время он стал даже богаче, чем мог себе представить.

Он построил большой дом, купил дорогие машины и расширил свой бизнес. Он и его семья купались в роскоши. Но затем экономика пошла на спад. Цены на недвижимость резко снизились. Процентные ставки стали падать, и финансовый рынок ослабел. У него больше не было денег на ту расточительную жизнь, к которой привыкла его семья. Скоро он залез в огромные долги, которые и не надеялся выплатить. Он полностью разорился.

За считанные недели его улыбка сменилась хмурым выражением лица. От бодрой, уверенной походки не осталось и следа; он ссутулился и ходил не поднимая глаз. Он чувствовал себя униженным перед друзьями и своими деловыми партнерами. Обанкротившийся, раздавленный непредвиденными обстоятельствами, он вновь обнищал. Со временем он уехал из тех мест и начал все сначала в другом городе.

Крах может стать благословением. Иногда, прежде чем осуществить в нас Свои намерения, Богу приходится разбивать нас и вновь собирать по кусочкам. Когда люди отходят от Бога так далеко, что перестают вообще признавать Его, Ему приходится что-то предпринимать, чтобы вновь обратить к Себе наше внимание. Когда какой-нибудь народ становится настолько безразличным к собственной греховной жизни, что уже не считает грех грехом, Богу приходится приводить его в чувство. Бог может допустить сокрушение Своего народа, чтобы потом вновь поставить их на тот путь, который угоден Ему, и спасти их души. После трудных испытаний мы порой думаем, что уже никто не может возродить нас, но Богу это подвластно!

Хрупкость и ненадежность человеческого существования хорошо выражены в детском стишке:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне,
И вся королевская конница,
И вся королевская рать
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Не могут Шалтая-Болтая собрать.

Шалтай-Болтай - это что-то вроде яйца, настолько хрупкое, что легко может разбиться на сотни мелких кусочков. Детский стишок достаточно ярко выражает хрупкость человеческого “я”, его кичливую самооценку. В своем самомнении человек может достичь той точки, когда он станет игнорировать, отвергать Бога и даже вообще отрицать Его существование - и вот тогда-то он обречен на падение. Павел писал: “Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1 Кор. 10:12).

Народ Иудеи отверг Бога, и Он, в конце концов, отпустил его. Иеремия представляет падение Иудеи следствием Божьих действий: “заставил Господь...” (2:6); “Господь определил...” (2:8); “совершил Господь...” (2:17). Причина, почему Он допустил падение Иудеи, становится ясной из таких слов: “Господь во гневе” (2:1); “в пылу гнева” (2:3); “ярость” (2:2, 4) и “в негодовании гнева” (2:6). Это сделал Бог. Он разрушил Иудею. Он разорил народ, отправив их обратно в нищету.

В 2:1-10 Иеремия называет две области, на которые Бог направил Свой гнев, и говорит о последствиях наказания для Иудеи.

БОГ РАЗРУШИЛ ЦАРСТВО

Во-первых, Бог уничтожил Иудею как государство.

«Как помрачил Господь в гневе Своем дщерь Сиона! С небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых; в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг; натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь. Господь стал - как неприятель, истребил Израиля, разорил все чертоги его, разрушил укрепления его и распространил у дщери Иудиной сетование и плач» (2:1-5).

Иудея была небольшим царством. Можно только удивляться тому, как этот народ вообще мог существовать среди растущих сильных государств, возникавших вокруг нее. Бог всегда был Источником ее выживания, давал ей силу и защищал от Ассирии, Египта и Вавилона. Его крепкая десница удерживала ее врагов. Пока люди признавали это, Бог мог поддерживать с ними отношения. Когда же они забыли, кто и почему защищал их, они стали уязвимы для своих врагов.

Божий гнев “покрыл дочь Сиона облаком” (Современный Перевод). Исчезла былая красота, данная ей свыше. Бог забыл Свое подножие, народ Иудеи. Он безжалостно разрушил жилища и крепости Своего народа. Он поверг царство и ее правителей, позволив необрезанным язычникам овладеть ими.

Бог отнесся к Иакову [Израилю], как ко врагу. Он уничтожил народ подобно яростному огню, подобно мародерам, которые врываются в военные лагеря и сжигают палатки. Словно неприятель, Он натянул Свой лук и излил Свою ярость.

В стихе 5 повторяются те несчастья, о которых говорится в первых четырех стихах. Повторение является иудейским поэтическим приемом для подчеркивания истины. Поэтому поэзия Ветхого Завета строится на параллелизме мыслей, а не на рифме или ритмике слогов. Повторенная здесь истина состоит в том, что Бог “поглотил” Свой неверный народ.

БОГ ОТСТУПИЛ ОТ СВОЕГО ДУХОВНОГО ЗАВЕТА

Во-вторых, Бог отрекся от Иудеи как от Своего народа. Он отступил от Своего завета с ним.

«И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день. Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа» (2:6-9).

Отказ Бога от Своих заповеданных отношений с Иудеей удивляет нас даже больше, чем разрушение Им царства. Но сказано ясно: Бог - по крайней мере, временно - разорвал Свои духовные связи с Иудеей.

Руками вавилонских мародеров Он разорил скинию, разрушил Свое место собраний, заставил забыть Свои праздники и субботы, отверг Свой жертвенник и его священников, покинул святилище, Свой храм. Он разрушил святой город и снес защищавшие его стены. Но самым печальным, по словам Иеремии, было то, что “не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа” (2:9). Какое-то время Бог не говорил со Своим народом.

Да, Бог сделал так, чтобы в Иудею пришло опустошение, но причиной, по которой Бог сделал это, были люди. Они осквернили храм, приведя туда язычников. Они ни во что поставили Его жертвенник, начав приносить на нем жертвы идолам. Священники уступили желаниям народа и перестали быть посредниками между Богом и Его народом. Они надолго забыли про Моисеев закон. Их пророки говорили то, что хотелось слышать людям, а не то, что им говорил Бог. Они нарушили свой завет с Богом. Так кто же в действительности стал причиной несчастий?

БОГ ДОСТИГ ЖЕЛАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

Хотя наказание Иудеи кажется суровым, Бог все же достиг нужного результата: сокрушенный народ осознал свою нужду в Боге.

«Сидят на земле безмолвно старцы дщери Сионовой, посыпали пеплом свои головы, препоясались вретищем; опустили к земле головы свои девы иерусалимские» (2:10).

Одетые в рубища старейшины безмолвно сидели на земле и посыпали головы землей. Это была обычная поза скорби. Когда три друга Иова пришли к нему, они зарыдали, разорвали свои одежды и сидели в безмолвии семь дней и семь ночей, бросая над своими головами пыль (Иов 2:12, 13). Так и поныне поступают в некоторых африканских странах. В 1983 г. в Замбии, неподалеку от Кабанги, когда народ собрался, чтобы засвидетельствовать почтение семье умершего вождя, я видел нескольких одетых в белое плакальщиков, которые сидели в стороне от деревни на вспаханном поле. Они бросали в воздух землю, и она падала им на головы.

Иерусалимские девы, некогда выступавшие с горделиво вскинутыми головами, теперь не поднимали глаз от земли. Не просто смиренные, а униженные, они, должно быть, спрашивали, как и мы порой: “Что теперь с нами будет?”

О ЧЕМ ЭТА КНИГА?

Знаете ли вы не понаслышке, что такое разбитое сердце, сломленный дух и сокрушенное “я”? Может, страдаете от позора и унижения? Замкнулись на жалости к самому себе? Может, все это и не так уж плохо, если вы сможете научиться на собственных ошибках и позволите Богу возродить вас, чтобы вы стали лучше, чем прежде.

Первый принцип, данный Иисусом в Нагорной проповеди, звучит так: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” (Мф. 5:3). Слово “блаженный” иногда переводят как “счастливый”, “исполненный радости”. Как можно одновременно быть исполненным радости и нищим духом? “Нищий духом” звучит уныло, а вовсе не радостно.

Слово “нищий” в этом отрывке относится к тому, кто совершенно ничего не имеет, кто лишился всего, разорился, обнищал. Может ли лишившееся всего сердце быть счастливым? Да! Это как раз те сердца, в которых может действовать Бог. Он может обитать в таких сердцах, формируя и преобразовывая их по Своему подобию. Таким сердцам для их жизни Он может дать более высокую цель и более высокий смысл. Он может взять такие разбитые сердца и возродить их. Это сердца тех людей, которые осознали, насколько они беспомощны и безнадежны сами по себе. Они готовы покориться Богу и говорят: “Вот, Господи, возьми меня и сотвори таким, каким Тебе будет угодно”.

Образцом для нас является Сам Иисус. В Фил. 2:5-8 Павел писал:

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».

“Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою” (2 Кор. 8:9). В этом отрывке за словами “обнищал” и “нищета” стоит то же греческое слово, что и в Мф. 5:3. Иисус обнищал, лишился всего, уничижил Себя ради нас. Его обнищание не было вызвано непредвиденными обстоятельствами. Оно было абсолютно добровольным. Он предпочел нищету, чтобы мы стали причастниками Его богатства, и все же Иисус был и остается равным Богу. Он и есть Бог! (Ин. 1:1). Он сделался таким, как мы, чтобы и мы сделались такими, как Он, - едиными с Отцом.

Иисус учит нас освобождаться от своего “я”. Нам нужно оставить свой путь, чтобы увидеть Его и следовать за Ним. В самолюбивых сердцах нет места для Бога.

Церковь Христа