И.С. Тургенев “Завтрак у предводителя”, издание типографии Ф. Стилловского, СПб, 1860 г.
К нам в мастерскую попала вот такое интересное издание – вся его история очень четко отражает судьбу деятелей русской культуры.
Пьесу “Завтрак у предводителя” назовут “самой острой и веселой тургеневской комедией”, но ее ждет непростая судьба. Написав пьесу в 1849 году, Тургенев отправит ее в Некрасовский “Современник”, но ее не пропустит цензура. В 1850-м он попытает счастья с изданием пьесы в “Отечественных записках”, но уже другой цензор вернет ее всю исчерканную красными чернилами. 7 лет “Завтрак у предводителя” проведет в опале и впервые будет напечатан только в 1856 г. Зато в театрах пьеса будет идти все это время с аншлагами, хоть и ставить ее будут по переписанным рукописям.
После публикации в периодике “Завтрак у предводителя” возьмется печатать типография поставщика его императорского величества Федора Стелловского. Это человек интересной и драматичной судьбы. Начавший в 1847 г. с маленького нотного издательства, в 50-х годах Федор Тимофеевич Стелловский стал самым крупным музыкальным издателем России. Приступив к изданию периодики, он сыграет значительную роль в популяризации русской музыки. Его судьба закончится весьма печально в начале 80-х. Он будет замешанным в нескольких скандальных судебных процессах и проведет свои последние дни в психиатрической лечебнице.
Его издание “Завтрака у предводителя” попадет в коллекцию Ивана Петровича Новикова. Об этом говорит наклейка на передней сторонке переплета – своеобразное сочетание экслибриса и библиотечной карточки. Новиков был страстным библиофилом – в его библиотеке хранилось более 1000 изданий с театральным пьесами русских и иностранных авторов. И многие из этих изданий он использовал в работе.
Иван Петрович был театральным актером, антрепренером и издателем. Высокий привлекательный блондин, эстет с дворянскими корнями, человек невероятного обаяния, Новиков начал свою карьеру с коротких юмористических этюдов и пения куплетов в дивертисменте. Но блистал он, в основном, на провинциальных подмостках. Не оставляя актерского ремесла, он также становится известен как режиссера. В этой роли 1877 г. он получает приглашение в самарский театр, а уже через 3 года возглавляет его. Так, в 1880 г. начинается история расцвета самарской культурной жизни.
Иван Петрович явно скучает в городе с населением 80 тыс. человек. И всю свою кипучую энергию направляет на постановки: выбирает не самые простые пьесы, не скупится на декорации и костюмы, привозит в Самару на гастроли первый профессиональный балет. Все это он делает в кредит. Но помогает легкий характер и дружба с власть имущими. Чтобы расшевелить сонную провинциальную публику, на первом этаже своего дома он открывает типографию и начинает выпускать “Самарскую газету”. Бойкое и современное издание резко поднимает интеллектуальный и культурный уровень горожан. Самарцы устраивают аншлаги на театральных премьерах, что заставляет Новикова делать свои спектакли еще более пышными. На одну постановку уходит иногда до 6 тыс. руб., что по тем временам – огромные деньги. А собирает спектакль от силы 1-2 тыс. Отшумев неделю, премьера “тухнет” – на нее успевает сходить каждый горожанин. К середине 80-х Иван Петрович оказывается полностью разорен.
Дом, издательство и все имущество Новикова уходит с молотка. А чуть позже уходит и он. Ему всего 50 с небольшим, но этот потерявший смысл жизни и живущий в дешевой гостинице человек выглядел глубоким стариком. Часть его театральной библиотеки позже найдут спрятанной на чердаке – это все, что он попытался сохранить от продажи с торгов. Какие-то издания попадут в музей, многие разлетятся по частным коллекциям.
К нам попало вот это издание, соединившее в себе три очень разные, но очень узнаваемые в России и по сей день судьбы: запрещенного писателя, разорившегося театрального деятеля и потерявшего здоровье в судах издателя. Но, став плодом их работы, оно продолжает жить. И нашей задачей было вернуть ему здоровье и молодость.
Мы чуть-чуть почистили и укрепили переплет, сохранив все оригинальные материалы. И изготовили для этой книги полукожаный футляр с золотым тиснением на корешке и мраморной бумагой производства нашей мастерской. Футляр надежно защитит издание на долгие годы!
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉YouTube 👉Facebook