Я посвящаю эту статью ученым-медикам, которые во все времена двигали вперед эту важнейшую науку
В медицинском университете Амстердама есть замечательный музей, посвященный истории медицины. В коллекцию музея входят различные анатомические препараты, которые могут бесплатно изучать студенты и преподаватели университета, а также и любопытствующие пациенты обучающей больницы при университете.
Несмотря на обширное собрание, музей с прискорбием отмечает, что у них нет ни одного препарата, выполненного голландским ученым 17 века Фредериком Рюйсом. В свое время он разработал уникальный метод подготовки обучающих материалов и был настолько знаменит, что с ним пожелал познакомиться Петр Первый.
Царь Петр был человеком любопытным и увлекающимся. Обычно рассказы о Великом Посольстве 1697-98 годов описывают его работу на верфях Заандама и Амстердама. Однако в тот первый визит в Амстердам Петр несколько раз посещал анатомический театр - своего рода открытый урок для профессионалов и любителей. К концу 17 века такие открытые уроки в Нидерландах были уже вполне обыденным делом. Об этом можно судить исходя из того факта, что картина Рембрандта Урок анатомии доктора Тулпа была написана в 1632 году, а есть и более ранние картины других художников на ту же тему
Но вернемся к знакомому Петра, Фредерику Рюйсу. Он прошел путь от ученика аптекаря до магистра медицины, занимаясь в основном изучением строения сосудов и органов. Есть целых две картины, 1670 и 1683 годов, под названием Урок анатомии доктора Рюйса, по композиции подобные работе Рембрандта. На поздней картине также присутствует и сын Рюйса, Хендрик, который ассистировал отцу.
Научное признание доктор получил за то, что придумал и разработал инструменты для подготовки и высушивания образцов, а также догадался подсвечивать свои препараты разноцветным воском. Сейчас все иллюстрации в анатомических учебниках пользуются этим же подходом. По затраченным усилиям, совершенству и долговечности полученные объекты вполне могли быть отнесены к разряду произведений искусства. Современники доктора Рюйса отлично это понимали, поэтому он вошел в историю как "художник смерти".
Тогда же он начал коллекционировать собственные произведения и выставлять их публично, как в музее. Доктор даже разработал и издал каталог своей коллекции на двух языках - латыни для ученых и голландском для широкой публики. Благодаря этому доктор стал популярен вне научных кругов. К 1710 году коллекция была весьма значительна - несколько тысяч образцов анатомических препаратов людей и животных в бутылях, 39 гербариев, коллекция насекомых в тысяче ящиков. Были там и образцы из России, полученные по распоряжению Петра.
В свой второй визит в Амстердам в 1717 году, царь Петр выкупил коллекцию Рюйса за 30 тысяч флоринов. Для сравнения, годовая зарплата доктора за преподавание ботаники в университете составляла 850 флоринов. 60 ящиков с коллекцией прибыли в Санкт-Петербург на двух кораблях в 1718 году и составили первую экспозицию Кунсткамеры.
В 1747 году большая часть коллекции Кунсткамеры погибла в пожаре. Уникальная методика доктора Рюйса по приготовлению анатомических препаратов полностью утрачена. Сам доктор дожил почти до 93 лет. Его внучка Рахель Рюйс стала известной художницей, ее цветочные натюрморты хранятся в Райксмузее в Амстердаме