Как не разбить и не потерять квадрокоптер.
Итак, вы стали счастливым обладателем одной из моделей квадрокоптера, которая классифицируется по одной из категорий, указанной в этой статье.
Было потрачено много времени на поиск нужной вам модели. Столько же или больше времени потребовалось найти эту модель по очень выгодной цене. Мучительное время ожидания доставки. И вот, долгожданный квадрокоптер у вас в руках. Вы сразу же его распаковываете и наслаждаетесь первым впечатлением.
Сразу же появляется огромное желание его запустить. Возникает вопрос: как произвести запуск так, чтобы в первый же раз не разбить или не потерять долгожданную вашу любимую модель?
Многие начинающие пилоты переоценивают свои возможности и навыки и в первый же день разбивают или теряют свою любимую приобретенную игрушку.
Я дам вам несколько советов и рекомендаций как не разбить и не потерять свой любимый квадрокоптер.
Для начала нужно внешне осмотреть коптер на наличие возможного брака, пощупать, потрогать, немного пошатать какие-либо части. Это нужно для того, чтобы убедиться в том, что все ли хорошо прикручено или приклеено. Особое внимание обратите на крепление пропеллеров к моторам, достаточно ли хорошо винты держаться за мотор. Бывали банальные случаи, когда винт «отстреливался» в полете из-за плохого крепления и дрон благополучно с высоты ударялся о планету.
Затем нужно проверить работоспособность. Для начала, я бы в первую очередь проверил работу всех 4-х моторов и рекомендовал сделать это в помещении.
Проверка коптера в помещении или предполетная подготовка.
ВНИМАНИЕ!!! Перед проверкой лучше всего снять все пропеллеры, дабы избежать возможного неконтролируемого запуска квадрокоптера и возможных травм. Если снятие пропеллеров будет вызывать огромные трудности, то перед запуском моторов попросите кого-нибудь, чтобы рукой придерживал тушку дрона. И ЗДЕСЬ НУЖНО БЫТЬ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫМ, помощник должен расположить руку таким образом, чтобы пропеллеры не нанесли травмы.
Если квадрокоптер может работать с приложением, то устанавливаем соответствующее приложение на смартфон или планшет, где визуально на экране смартфона вы можете увидеть различные подсказки. Обычно QR код приложения располагается на упаковке или в инструкции.
Устанавливаем коптер на пол в дали от всевозможных предметов. Включаем пульт управления, подключаем аккумуляторную батарею. Смартфон или планшет необходимо подключить к дрону через WI-Fi или другим способом, только после подключения вы сможете получать информацию на дисплее смартфона в приложении.
Так называемый биндинг, когда нужно привязать саму модель с пультом управления для последующего пилотирования, может происходить по-разному. Соответственно, нужно посмотреть инструкцию как это делается.
- Квадрокоптер без GPS .
Обычно биндинг происходит при помощи стика газа на аппаратуре управления. Его нужно резко поднять вверх и сразу же опустить вниз. Попутно должен быть сигнал и светодиоды, если они есть, должны поменять свет или частоту мерцания.
Возможно, бинд происходит и по-другому, читаем внимательно инструкцию.
Затем плавно поднимаем стик газа вверх, моторы должны заработать.
Не забываем меры предосторожности для держащего тушку дрона, если винты не сняты.
В некоторых моделях разблокировка моторов может происходить путём нажатия соответствующей кнопки на пульте управления. Так происходит, к примеру, у модели MJX Bugs 7.
После, нужно заблокировать моторы. В некоторых моделях это делается принудительно, путем, чаще всего, движениями стиков. В некоторых моделях моторы сами блокируются, если они какое-то время работают в холостую. Необходимо посмотреть в инструкции как блокируются моторы.
Далее проверяем работу видеокамеры, если она есть, и других имеющихся функций дрона. Возможно, некоторые функции могут пока не работать, так как коптер не в воздухе.
Я надеюсь, что все работает правильно, а это значит, что ваш беспилотник, практически, готов к полетам.
- Квадрокоптер с GPS.
В дронах с модулем позиционирования на борту (GPS, Glonass) необходимо узнать производится ли пуск моторов, когда не ловятся спутники. Если без спутников моторчики у дрона не запускаются, то надо выяснить каким образом отключается модуль позиционирования. К примеру, на модели SJRC F11 4K Pro GPS отключается на пульте управления путям зажатия и удержания кнопки принудительного возврата дрона к точке взлета.
Так же, как и с моделями без GPS – устанавливаем приложение на смартфон, устанавливаем коптер на ровную поверхность в дали от различных предметов, включаем аккумуляторную батарею у дрона, включаем аппаратуру управления, подключаем приложение к коптеру (обычно это делается через Wi-Fi).
Биндите аппаратуру управления с дроном, скорее всего это произойдет автоматически.
Далее производите разблокировку моторов.
Разблокировка моторов производится или путем одновременного сведения стиков вниз и внутрь, или вниз и в разные стороны, у некоторых моделей разблокировка моторов производится нажатием соответствующей кнопки на пульте управления. Обязательно смотрим инструкцию как это правильно делается. Моторчики должны запуститься.
Если пропеллеры не были сняты, то соблюдаем меры безопасности для держащего тушку дрона.
После запуска моторов, я не рекомендовал бы двигать стики управления, так как большинство коптеров запрограммировано таким образом, что при малейшем подачи газа, все моторы резко набирают обороты, чтобы ровно взлететь. Это нужно для того, чтобы коптер взлетал ровно вертикально с минимальным воздействием вихревых потоков, отражающихся от земли, которые идут от пропеллеров дрона.
Практически все пульты управления по умолчанию поставляются в режиме Mode 2, т.е. стик газа находится слева. Во многих пультах, путем нажатия каких-либо кнопок, происходит переключение на Mode 1, где стик газа становится справа.
Далее, наблюдаем как работают моторы. Если все нормально, то выключаем моторы путем одновременного сведения или разведения стиков. В инструкции к модели должно быть указано как разблокируются моторы и как блокируются. У многих дронов блокировка моторов происходит автоматически, если какое-то время они работают в холостую.
Проверяем работу камеры и некоторых функций доступных в приложении.
В обязательном порядке в приложении нужно найти настройки, где устанавливаются ограничения дальности полета вашей модели. Посмотрите их и выставьте, для начала, минимальные значения. Так же нужно найти параметр, где указано на какой высоте должен возвращаться квадрокоптер в случае автовозврата или принудительного возврата к точке взлете. Рекомендую выставить значение 30м. Я считаю, что это оптимальная высота, так как еще больше высота может негативно сказаться на возврате дрона при низком заряде аккумуляторной батареи. При такой ситуации ему может потребоваться набирать заданную высоту, а это время, которое разряжает аккумулятор.
Помните, это не маловажный параметр, потому как коптер при возврате не должен никуда врезаться и ничего задевать.
Необходимо знать, если вы активируете функцию возврата к точке взлета, а в это время дрон находится ниже заданной высоты, установленной в приложении, то дрон при активации сначала наберет заданную высоту, а затем начнет движение к точке взлета. А если он будет находиться выше заданной высоты, то возвращаться будет на той высоте, на которой сработала команда «возврат домой».
Выясните, нужны ли беспилотнику какие-либо калибровки или регулировки перед взлетом.
Как правило, все модели с GPS пред взлетом нуждаются в калибровке компаса (геомагнитная калибровка). Это нужно для того, чтобы модуль позиционирования работал правильно и, в случае чего, вернул ваш дрон к месту взлета. Если модель перед взлетом нуждается и в горизонтальной калибровке, и в калибровке компаса, то горизонтальную калибровку нужно сделать в домашних условиях на ровной поверхности, к примеру на полу. Калибровка компаса в обязательном порядке делается на улице, непосредственно перед взлетом, в дали от каких-либо металлических конструкций, излучателей и ЛЭП.
Так же коптер с камерой на стабилизирующем подвесе может запросить калибровку подвеса, ее тоже лучше сделать дома на ровной поверхности, она нужна для того, чтобы камера снимала без, так называемого, завала горизонта, т.е. картинка была ровной без перекосов. Если запроса не происходит, то сделайте это сами, конечно же, при наличии такой калибровки.
После проверки, заряжаем аккумуляторную батарею до 100%. В аппаратуре управления так же может быть установлена аккумуляторная батарея, естественно, ее тоже нужно зарядить до 100%.
- Следующий шаг.
Тщательно выбираем место запуска квадрокоптера. Прежде всего нужно выбрать местность, где нет гуляющих людей, припаркованных машин, жилых домов и различных строений. Это место должно находиться в дали от различных аэропортов, вертолетных площадок, военных объектов, охраняемых государственных объектов. Идеальным вариантом было бы какое-нибудь поле.
В выбранной вами местности нужно выяснить, есть ли поблизости линии электропередач (ЛЭП), различные излучатели каких-либо волн (сотовые вышки, Wi - Fi передатчики, радары и др.). Все эти действия направлены на безопасность полета: на людей и машины коптер может упасть, излучатели волн могут давать помехи в управлении, аэропорты и охраняемые объекты – тут и объяснять не чего…
Итак, вы проверили работоспособность беспилотника, сделали все необходимые «домашние» калибровки и теперь выдвигаемся на место взлета.
Перед выходом я рекомендую воспользоваться приложением для смартфонов, которое называется UAV Forecast. Это приложение предоставит вам данные по погоде, количеству видимых спутников, направлению и силе ветра не только на земле, но и на определенной высоте. Так же это приложение предоставит рекомендации стоит ли запускать квадрокоптер в определенное время суток. Либо воспользуйтесь другой информацией о погоде.
В холодное время аккумуляторную батарею лучше транспортировать к месту взлета в теплом месте, так как при низких температурах батарея разряжается и подключать ее лучше к коптеру непосредственно перед взлетом.
Площадку для взлета нужно выбрать ровной. Желательно приобрести или сделать самому специальный коврик, который бы служил площадкой для дрона. Он не выравнивает поверхность земли, но защищает коптер от пыли и мусора в момент взлета, зимой от снега.
Запуск квадрокоптера без GPS .
Устанавливаете коптер на площадку, носом в противоположную сторону от вас. Включаете пульт. Включаете аккумуляторную батарею дрона. Возможно сначала нужно включить дрон, а потом пульт. Биндите пульт с коптером. Подключаете приложение, если есть.
Взлет должен происходить резко, чтобы вихревые потоки от пропеллеров, которые, в свою очередь отражаются от земли, не мешали ровно взлететь. Но это не значит, что стик газа на аппаратуре управления вы должны до упора поднять вверх. Поднимаете дрон на высоту 2 – 3 метра и наблюдаете за поведением дрона. Если он, практически, висит в одной точке, то все в порядке, можно летать и дальше. Если модель начинает ускоряться в какую-то сторону, то нужно оттриммировать квадрокоптер.
Триммеры должны находиться на пульте управления. Суть триммирования заключается в том, чтобы увеличить или уменьшить обороты пары моторов коптера, тем самым достигая зависания дрона в воздухе.
Для себя нужно усвоить, что если «нос» квадрокоптера направлен в противоположную сторону от вас и с пульта управления вы даете ему команду лететь вперед, то он, соответственно, полетит вперед. НО если в воздухе «нос» квадрокоптера будет повернут к вам, и вы с пульта управления дадите ему команду лететь вперед, то он полетит относительно вас – назад.
Во многих квадрокоптерах есть такой режим как Headless mode (безголовый режим). При активации этого режима уже не имеет значение куда повернут «нос» квадрокоптера. Оно может быть повернут хоть по диагонали, и при подаче команды с пульта лететь вперед, дрон полетит вперед или в другое направления куда вы ему дадите команду лететь.
Это очень полезный режим для начинающего пилота. Очень внимательно прочитайте в инструкции как он активируется и как правильно работает.
Далее, проверьте управление дрона. Поднимите его вверх и опустите, дайте ему команду лететь вперед, назад, влево, вправо. Посмотрите, как модель реагирует на эти команды. Если вас все устраивает, то вы можете совершать полеты по интересующему вас маршруту.
Запуск квадрокоптера с GPS .
ВНМАНИЕ!!! Не забудьте удостовериться, активирован ли в квадрокоптере режим GPS . Режим GPS , перед взлетом, необходимо включить!
Устанавливаете дрон на ровную площадку. Включаете пульт. Включаете аккумуляторную батарею дрона. Возможно сначала нужно включить дрон, а потом пульт. Биндите коптер с аппаратурой или это может произойти автоматически. Подключаете приложение на смартфоне.
В приложении на смартфоне нужно найти как активировать процедуру геомагнитной калибровки. Или приложение может само автоматически запустить процедуру калибровки компаса и вам нужно будет только смотреть на экране смартфона подсказки. Производите калибровку компаса, согласно инструкции и подсказкам в приложении.
Помните, что калибровка компаса должна происходить в дали от каких-либо металлических конструкций, различных излучателей и ЛЭП.
Ставите коптер обратно на площадку и наблюдаете в приложении за количеством пойманных спутников. Производить взлет лучше всего, когда квадрокоптер поймал как минимум 10 спутников, а в идеале 15-18. Активируйте работу моторов и взлетайте.
Взлет так же должен происходить резко, как в случае запуска дрона без GPS . После взлета не нужно сразу улетать за тридевять земель. Можно сказать, что и при первом запуске на улице так же производиться проверка беспилотника.
Набираете высоту приблизительно 2 – 3 метра. На этой высоте пока не трогайте никакие стики, но будьте на чеку. В этот момент вы должны удостовериться, что модель зависла в воздухе в одной точке. Легкое дрейфование в стороны на 15-20 см. допускается. Если модель висит в одной точке, то геомагнитная калибровка компаса произведена правильно. Если дрон не висит на месте и его уносит в какую-нибудь сторону или он начинает летать по спирали (унитазинг), то, в большинстве случаев, плохо откалибровался компас или дрон не ловит достаточное количество спутников. Немедленно сажайте коптер (читайте ниже как лучше сажать коптер). Если количество пойманных спутников было достаточным, то произведите калибровку заново. Возможно, и вторая, и третья попытки калибровки компаса будут безуспешными. В этом случае попробуйте сменить место взлета, перебравшись метров за 100 – 200.
Вы добились того, что квадрокоптер в воздухе висит в одной точке. Теперь проверьте управление коптера, полетайте немного рядом с собой. Убедившись, что дрон на команды реагирует правильно, нужно проверить как работает функция возврата к точке взлета.
Отправьте коптер метров на 20 от себя и на пульте управления активируйте функцию «возврат домой». Он должен подняться на высоту, установленную в приложении, и начать движению к точке взлета. Прибыв на место посадки, коптер зависает и начинает снижение. На практике, никогда квадрокоптер не приземлялся точно на место взлета. Погрешность составляет 1-2 метра от места старта.
Чтобы не было каких-либо повреждений при посадке, рекомендуется коптер сажать в руку, так как при приземлении на бугристую местность он может перевернуться и как минимум сломаются лопасти. Тут будьте весьма внимательны. Хватайте его очень крепко, так как при малейшем наклоне срабатывает гироскоп, обороты моторов могут резко возрасти, и он у вас может вырваться из рук.
Будьте очень осторожны и не нанесите себе травмы от пропеллеров.
Если на брюхе дрона есть оптический или ультразвуковой датчик позиционирования, то, соответственно, не подносите руку к этим датчика, так как эти датчики будут видеть препятствия и дрон будет набирать высоту.
Поймав квадрокоптер в руку, добейтесь горизонтального положение дрона, чтобы электроника могла понять, что коптер уже на земле и моторы нужно глушить. Либо постарайтесь принудительно заглушить моторы – это будет не просто сделать одной рукой.
Следующим шагом проверяем возврат беспилотника к месту взлета в случае потери радиосигнала.
Дрон устанавливаем на площадку. Если вы не выключали дрон, то калибровка компаса не требуется. Взлетаем. Для надежности еще раз посмотрите, как ведет себя дрон в зависании. Отлетите все так же метров на 20 и желательно на высоте 1,5 – 2 метра и выключите питание пульта управления. Квадрокоптер должен так же набрать установленную в приложении высоты и направиться к точке взлета. Если квадрокоптер, так сказать, откажется лететь обратно и при включении пульта управления он не будет реагировать на какие-либо команды, то есть большая вероятность того, что вы его можете взять рукой, для этого и нужна высота 1,5 – 2 метра.
Вы убедились в том, что все работает отлично и теперь с полной уверенностью можно совершать полеты по вашим желаемым маршрутам.
Сильный ветер.
Мы понимаем, что чем выше сделаны фото или видео, тем впечатляюще они смотрятся. А чем выше вы поднимаете квадрокоптер, тем больше появляется вероятность сильного ветра, который не ощутим на земле. Поэтому внимательно следите за показаниями в приложении на экране вашего смартфона.
Перед запуском постарайтесь определить в какую сторону дует ветер. Квадрокоптер лучше запускать против ветра, чтобы при сильном ветре его сносило к месту взлета.
При помощи приложения UAV Forecast или каких-либо других источников, узнайте скорость ветра в вашей местности. Это поможет вам принять решение о запуске квадрокоптера, так как дрон может противостоять не выше определенной скорости ветра. Этот параметр должен быть указан в инструкции по эксплуатации.
Что нужно делать, если ветер уносит ваш дрон?
Если вдруг вы чувствуете, что ваш коптер сносит ветром и с большим трудом пытаетесь его вернуть к себе, то тут нужно оперативно реагировать. Я не рекомендовал бы включать режим «возврата домой», потому как в данной ситуации это бесполезное действие.
Необходимо быстро снизить высоту. Одним из быстрых способов снижения высоты – это спуск, так называемым, зигзагом. Как это делается? Стик газа до упора опускаете вниз, а стиком управления по очередно направляете коптер влево и вправо. Этот метод был испытан на практике и показал хороший результат.
Если вы знаете какой-нибудь другой способ, то озвучьте его в комментариях.
Другой способ – это экстренная блокировка моторов в полете. Это уже самый крайний способ, когда спуск с высоты не помогает и коптер по-прежнему уносит ветром. Во многих моделях есть такая функция. Тут уж есть возможность отремонтировать коптер при падении с высоты, нежели его потерять совсем.
Другие меры предосторожности и советы:
- Никогда не направляйте квадрокоптер за какую-нибудь преграду: здание, различные высокие конструкции и т.д. Есть большая вероятность того, что будет утеряна радиосвязь с пультом управления. В моделях с GPS сработает авто возврат домой, но и тут нужно не забывать какую высоту вы выставили в приложении при возврате к точке взлета. Дрон начнет движение в сторону точки взлета и может встретить на пути здание.
- При использовании приложения на смартфоне, лучше выключить мобильную связь, чтобы не отвлекаться на звонок, и входящий звонок не закрывал обзор приложения.
- Приобрести легкий GPS трекер. Прикрепить его к квадрокоптеру. В случае потери, вы сможете найти его по координатам. Во многих современных моделях в приложении уже отображаются последние координаты перед падением, но они могут быть не точными, так как коптер еще может какое-то время лететь и записанные координаты будет не точными с координатами местонахождения дрона.
- Внимательно следите за показаниями на экране смартфона. Не допускай критического разряда аккумуляторной батареи. Рекомендуется уже возвращать дрон при 40-50% заряда батареи, возможно и меньшем значении, все зависит от качества аккумуляторной батареи.
- Если на экране смартфона вы видите крутящиеся пропеллеры, а дрон должен зависнуть в одной точке, то это означает, что он сопротивляется ветру. Может так же увеличиваться или уменьшаться дальность полета – это так же означает, что его сносит ветром.
- Нанести на корпус контактный номер телефона. Есть большая вероятность того, что нашедший дрон свяжется с вами и отдаст вам вашу игрушку.
Надеюсь, что мои советы вам помогут не разбить и не потерять квадрокоптер.
Если у вас есть, что дополнить, то пишите в комментариях.
Удачных и безаварийных вам полетов!