Человек в течение жизни добровольно или нечаянно нарушает Божии заповеди, пачкает свою прекрасную душу. Постоянно смывая телесную грязь, нельзя забывать об омовении бессмертной души. Внутренняя нечистота очищается искренним покаянием в Таинстве Исповеди. Это не легкое действо. Стыд прожигает душу. Совесть мучает. Мысли путаются. Слезы душат. Люди говорят, чем стыднее, тем больше грехов прощено Богом, так ли это. Зависит ли количество грехов от дозы стыда.
Помогают ли эмоции покаянию
Людям сложно сдерживать эмоции. Сам Христос плакал у гроба друга Лазаря, гневался, когда выгонял из храма торговцев и менял. Святые — тоже не бесстрастные йоги, испытывали боль и радость, счастье и муки.
Исповедь – перемена ума, образа мыслей. Естественно, испытывать гамму чувств перед Крестом и Евангелием. В первую очередь осознание неправильности жизни. Если обстоятельства завели в тупик, события катятся под откос, совесть мучает, то исповедь необходима. Это толчок, который поможет начать жизнь с чистого листа.
Прийти на исповедь сложно, рассказать о сокровенном еще труднее. Смущение от неблаговидности поступков, да еще как в народе говорят: «Стыд та же смерть» мучает. Стыд – подарок Господа человеку. Страж, чтобы грехов не допускать. Стыд растапливает окаменевшие сердца людей, которые забыли о милосердии Божием.
Улучшает ли стыд качество исповеди
Важно правильно понимать: за что стыдно. Так падший Адам устыдился наготы, когда спрятался в Раю от Бога. И не сгорел со стыда от нарушения заповеди о плоде с дерева познания добра и зла.
«Есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать», - мудро замечает сын Сирахов (Сир.4:23–25).
В Таинстве Покаяния следует истоки стыда разбирать. Прекрасно если душа горит огнем перед Богом за свои падения. Такое начало духовного пути может даже мысли о грехе попалить, не то, что сам грех уничтожить. Но если стыдно, как священник обо мне подумает после выслушивания моих падений, то это проявление гордости. Плохо, что о таком «великом человеке» другой узнает незавидное.
Жгучий стыд и муки совести остановил блудного сына из библейской притчи на пути погибели (Лк.15:11-32). Милосердный Господь властной рукой бросил его в общество свиней, заставил испытать голод. Святитель Лука Крымский советует не ждать Господних испытаний.
А «неустанно усиливать, углублять и культивировать в сердце своем спасительный голос стыда. Для этого надо научиться неустанно наблюдать за собой, смотреть на себя самих такими зоркими глазами», какими наблюдаем за нравственными недостатками и пороками других.
Тогда не важно какое количество стыда испытано, главное человек выйдет из тупика на путь покаяния!