Есть люди, которые не умеют брать от других то, что им нужно, то, что другие готовы дать. Не могут из-за того, в принципе, не признают право брать вместо того, чтобы добиваться самостоятельно. Даже когда они что-то получают, это оказывается очень дорого оплачено. Так можно. Так им нормально. От других эти люди требуют такого же вечного преодоления.
Но с такими людьми всё более-менее понятно: нельзя мне — нельзя никому, нельзя никому — нельзя мне.
Есть и другие. С виду, очень похожие. Они тоже не могут брать. Не разрешают себе. А вот другим — легко. Более того, они сами с другими делятся, помогают, не требуя взамен.
Другим можно, а им нельзя.
Сделать маникюр перед походом на маникюр.
Убрать квартиру и отмыть самое сложное перед приходом клинеров.
Не попросить о помощи там, где без неё очень сложно.
Не попросить об услуге даже за деньги, подозревая, что у тебя непременно саерхсложный случай, который явно стоит больше, чем может предполагать другой.
Даже не согласиться на такую помощь или услугу, когда кто-то сам предлагает.
Не пойти на желанное мероприятие, если оплата за донаты из-за уверенности, что посильный тебе взнос будет недостаточен, а значит ситуация будет несправедливой для организаторов, которые чего-то недополучат.
Во всех этих случаях человек забирает чужую ответственность. Ответственность за отказ, абсолютный или нет. Отказ же может быть с условиями. Например, с более высокой ценой человек готов оказать услугу. Например, есть желание тебе помочь, но в другое время, например, услуга за услугу.
Человек предполагает, что другой не хочет и не готов помогать, давать, делать, но не может отказать. Если допустить, что другая сторона не имеет права на отказ, действительно, возможно, что ты поставить человека в неудобное, неприятное, несправедливое положение. Когда кто-то вынужден делать что-то, что не хочет, когда кто-то не получает справедливой в его глазах компенсации, это реально некрасиво и неправильно.
Но только суть в том, что другой всегда может отказать или обозначить условия согласия. Это в реальном мире.
В голове у человека иначе. Там нет права на отказ. Прежде всего, этого права нет у него. Нет права пересмотреть условия сделки. Нет права изменить стоимость. Нет права передумать, если открылись внезапно существенные обстоятельства. Он себе не разрешает. И экстраполирует этот опыт на других. Нет права на отказ у тебя — нет у других.
Чтобы научиться брать, такому человеку нужно сначала нужно признать право на отказ. И своё, и право других. Признать и перестать решать за других, к чему они готовы в отношениях с ним, а к чему — нет.