Читательница канала "Московские истории" Мария С. - о своих любимых троллейбусах, которых больше нет.
Всего год назад по улицам города ходили троллейбусы. Именно ходили, а не бегали или ездили, эти тяжеловесные увальни. Как-то так получилось, что они постоянно, но незаметно сопровождали меня в жизни.
Мы тогда жили на Плющихе, и в 1965 году меня отдали в первый класс в школу рядом с метро «Парк Культуры». Сначала надо было добраться до Садового кольца по Неопалимовскому переулку, а потом проехать две остановки на троллейбусе «Б» или «10». Утром мне давали 8 копеек на билет туда-обратно и отправляли в путь. И так каждый день.
Зимой 1967 года умер мой любимый дедушка. Это было моим первым реальным горем в жизни. В день похорон меня все равно отправили в школу, а на обратном пути, видимо, из-за стресса, я оставила ранец в троллейбусе. Кошмарный ужас! Помню, мы с папой ночью приехали на конечную маршрута «Б», где мне вручили мою злополучную потерю. А ведь именно папин папа тогда скончался.
В начале 1970-х мы переехали на улицу Льва Толстого. В школу я стала ходить пешком, но теперь ездила на Ленинские горы во Дворец Пионеров, в кружок. Так появился в моей жизни 28-й троллейбус. А на следующий год я пошла в вечернюю художественную школу на Пречистенке и стала осваивать 31-й маршрут, самый, как оказалось, для меня важный. Он начинался в Лужниках, недалеко от стадиона, и заканчивался на Трубной площади.
В девятом классе я уже училась в 50-й художественной школе за кинотеатром «Форум», на Садовом кольце. Маршруты «Б» и «10» опять прочно вошли в мою жизнь. Двадцать минут на троллейбусе - я успевала повторить уроки по дороге туда и сделать математику по дороге обратно. Потом у меня появился мальчик. Он почти каждый день встречал меня у «Форума» и провожал домой. Двадцать минут мы стояли обнявшись у заднего окна. В результате - у него переэкзаменовка после первой сессии.
После поступления в институт 31-й маршрут стал основным. Я доезжала на нем до Трубной площади и шла пешком, с висящим на плече подрамником, по Рождественке (тогда улица Жданова ) в МАРХИ. Нет, конечно не каждый день, все-таки на метро быстрее.
Время и события мелькали. Но 31-й оставался незыблем. Быстрое первое замужество, второе, рождение сына - и мы вот уже больше сорока лет живем на Комсомольском проспекте. Три остановки на 28-м или 31-м до улица Льва Толстого, и я у родителей. 7-8 остановок на 28-м, и мы в «Ашане» на Университете. Получасовое путешествие на 31-м, и мы на Пушкинской.
31-й - мой любимый маршрут. Во-первых, это дорога к МАрхИ. Во-вторых - изумительный визуальный ряд. Троллейбус идет по Бульварному кольцу, мимо старинных зданий и зеленых бульваров. Глаз скользит по меняющимся формам и не устает от монотонности современных построек.
Что еще замечательно, на мой взгляд, на всем пути практически не построили за все эти годы ничего нового, что режет глаз. МХАТ имени Горького на Тверском бульваре в свое время вызвал споры. По-моему, он, хотя и не вписался в застройку, но, как акцент, вполне уместен. Сейчас по этому маршруту ходит магистральный автобус "А", маршрут удлинили до Каланчевской площади (площади Трех вокзалов).
Троллейбусная сеть Москвы существовала с 1933 -го по 2020- й год . До 2015 года была крупнейшей троллейбусной сетью в мире. 25 августа 2020 года движение троллейбусов было полностью прекращено, по их маршрутам запущены автобусы и электробусы. «В знак уважения к троллейбусу» был запущен «музейный» маршрут "Т" : «Метро «Комсомольская » — Елоховская площадь» — ныне единственный в городе.
Когда я уезжаю из Москвы, мне часто снится один и тот же сон. Я еду на 31-м троллейбусе по Пречистенке, выезжаю на Кропоткинскую и мимо бассейна «Москва» подъезжаю к метро.
А тут Мария С. рассказывает о велосипедах в своей жизни: "О чудо, я поймала равновесие!"
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru