Найти тему

Искусство как терапия. Интервью с психологом Алиной Нестеренок.

Интервью с тренером Школы Телесной Терапии, психологом, телесно-ориентированным психотерапевтом, танцевально-двигательным терапевтом - Алиной Нестеренок!

Алина Нестеренок — психолог, телесно ориентированный психотерапевт
Алина Нестеренок — психолог, телесно ориентированный психотерапевт

— Искусство и творчество - широкие понятия, охватывающие самые различные виды деятельности. Также и участие в искусстве может быть разным: мы можем что-то творить, создавать, а можем созерцать уже созданное кем-то. Когда мы говорим, что искусство обладает терапевтическим эффектом, что мы, прежде всего, имеем в виду? Пассивное участие или активную деятельность? Или все это имеет терапевтический эффект?

— И то и другое может быть терапией. В зависимости от специалиста, который занимается созданием или созиданием творчества. Марк Евгеньевич Бурно помогает своим пациентам, с помощью созерцания художественных произведений, их обсуждения, и этот процесс имеет терапевтический эффект. Когда я говорю про творчество как часть терапии, то здесь меня интересует, прежде всего, создание творческих проектов, реализация своих творческих идей, которые помогают человеку с собой познакомиться, увидеть себя, свою внутреннюю красоту, глубину своего внутреннего мира.

— А как происходит терапия через творчество? Человек может рисовать картины, может петь, играть в театре, либо писать музыку, стихи и так далее. За счет чего происходит терапия?

— Если говорить о театре то для меня это смещение контекста со своих переживаний на роль, в которой возможно выражение тех самых переживаний. Например, в обычной жизни некой женщине очень тяжело проявлять свои чувства, заявлять о них, о своих потребностях, то в театре можно все. Если она исполняет роль женщины, которой легко это дается, то через роль она получает возможность выразить себя иначе, нежели она привыкла в повседневной жизни.

Если говорить о голосе, то в обычной жизни мы звучим в привычном, ограниченном диапазоне. Кто-то в большей или меньшей степени обращает внимание на звучание голоса, какие эмоции, переживания он содержит. Если же мы выражаем себя через голос, звуки то здесь наши переживания имеют место больше, чем сам посыл. Это могут быть просто звуки без текста, тут будут выходить на поверхность наши переживания, наши эмоции, чувства.

-2

— Люди действительно не всегда отслеживают или не всегда понимают, какая эмоция стоит за звучанием. Терапевтический эффект возможен только в том случае, когда человек отслеживает это у себя?

— Если это отслеживание происходит интуитивно – это здорово! Как правило, здесь помогает специалист, он возвращает человеку, что он слышит в его голосе, что он видит в его проявлениях, выражениях себя. Обратная связь от специалиста, от группы (прим. автора: терапевтическая группа) помогает вернуть утраченные частички себя. Например, в семье не принято было грустить, а голос у человека грустный. Человек может не признавать это, ведь у нас не принято «вешать нос», грустить. А когда специалист, группа дает обратную связь: «Какая грустная песня вышла». Это помогает человеку осознать, вернуть на место важный пазл.

— Алина, у тебя есть замечательный мастер-класс, который ты проводишь накануне новогодних праздников в Новосибирске уже несколько лет подряд. Для меня это вид медитации, поскольку в ходе плетения ты можешь побыть наедине с собой, и при этом это творческий процесс – создание из разных цветных нитей мандал. Почему такой вид творческой медитации обладает терапевтическим эффектом?

— Здесь терапевтический эффект идет за счет самой группы. Я не столько уделяю внимание медитации, для меня это скорее концентрация. Мы плетем мандалы и сосредотачиваем свое внимание на том, чего хотим от следующего года. Это действительно новогодние занятия, где можно посидеть пофантазировать о том, чем я хочу наполнить следующий год. Сосредоточение на своих желаниях, выражение своих намерений, желаний в нитях, создает свой неповторимый узор.

Терапевтический момент возникает, когда сама группа отзывается, а как участники видят эту мандалу. Если мандала может рассказать о своем создателе, то, что она говорит? Иногда мандалы у некоторых участников похожи и мы можем посмотреть, а в чем участники могут быть схожи. Мандала может быть структурной, с хорошо натянутыми нитями, а серединка провисает. Или нитки вязкие по краям, а середина достаточно жесткая, и мы можем посмотреть, где это у человека и в чем проявляется. Также большую роль играют цвета, которые используют участники. Кто-то делает однотонную мандалу, кто-то наполняет всеми цветами, кто-то старается сделать гармоничный узор. Группа дает обратную связь, что говорит мандала о самом создателе.

-3

— Существует очень много творческих профессий: актеры, певцы, художники. Возьмем знаменитых деятелей. Многие из них оказываются с непростой судьбой. Имеет ли в профессиональной среде творчество терапевтический эффект?

— Необходимо иметь огромный внутренний заряд, чтобы творить. Без этого заряда человек будет выбирать работу попроще. Надо быть в очень тесном контакте с внутренней силой, которая прорывается у человека, не сильно его спрашивая, хочет ли он, чтобы она у него прорывалась.

Мне очень нравится идея Элизабет Гилберт о том, что идеи – живые. И бывает, что одна и та же идея приходит в голову к разным людям, но кто-то ее воплащает, кто-то нет. Бывает так, что кто-то написал книгу, ее прочитал человек и думает: «это же моя идея». Я тоже замечаю, что если у меня есть идеи, которые я не воплощаю, их реализуют другие люди, которым та же идея приходит в голову.

— Не обидно?

— Если идея в хороших руках, то нет. Особенно, если я ничего не сделала для того, чтобы воплотить ее.

— В период пандемии, когда всех закрыли, многие деятели искусства открыли виртуальные туры по музеям, концерты онлайн. И, действительно, значительное количество людей стали посещать это онлайн. Ты связываешь всплеск интереса к искусству, культуре, пандемию как часть терапии?

— Я думаю, что это можно связать. До пандемии у людей был привычный выбор: пойти после работы в бар, встретиться с друзьями или пойти домой. Когда наступил период пандемии. Я знаю по себе и своим клиентам, что это был не простой период. Встреча с неизбежностью, в которой было непонятно, а что делать. Эта ощущение неизбежности обостряло тревогу, непрожитые кризисы, не прожитое горе по поводу ушедших людей. В этот момент очень логично искать разрядку в разных местах, кто-то идет к психологу, кто-то идет в церковь, кто-то идет на сайты Эрмитажа и других музеев, чтобы видеть картины художников, которые были заряжены тоже на какое-то переживание.

Грустные песни помогают нам прожить свою грусть. Также и в случае с пандемией, когда мы смотрим на картины, слушаем музыку, смотрим фильмы соответствующие нашему настроению. Все это дает поддержку нашим переживаниям.

— Любое творческое выражение это выражение чувств, эмоций, которые либо проживаются, либо недопрожиты?

— Да. Мы звучим и творим о том, что для нас важно. О том, что сейчас внутри и что актуально. Эмоциям важно быть выраженными, узнанными. Если какое-то чувство не распознано, не прожито, оно будет зудеть внутри. Кто-то заедает, запивает, а кто-то идет творить и создавать картины, песни, стихи.

— Со стороны человек может глядя на произведение считать настроение автора, его состояние души, так ли это?

— Этим занимаются искусствоведы. Здесь очень важно иметь чистое восприятие в плане того, что каждый видит что-то свое. Если человек не занимается этим профессионально, то очень легко навешать свои проекции.

Несколько лет назад у меня была идея создания музыкальной терапевтической группы, где вначале мы слушаем музыку, а потом каждый говорит про что она. Естественно это чудный мир его восприятия. Например, кто-то скажет: «Эта песня про больную собаку», «Нет, эта песня как папа ушел из дома», «Нет эта песня как у мальчика украли велосипед, о котором он мечтал». Если человек увлекается творчеством какого-то автора, если он знаком с творчеством других авторов, то, конечно, он может понимать, на что заряжен этот автор, про что он пишет.

— Что бы ты посоветовала, каким видом творчества заняться, если человек находится в тяжелых переживаниях, грусть, депрессия с которыми тяжело справиться и он не доходит до терапевта?

— Здесь подходит все творчество. Это тексты, лучше всего писать тексты ручкой, которые будут выражать чувства, эмоции, переживания, какими бы они мрачными не были, пусть выходит на бумагу. Это звучание, голос. Как состояние подавленности, депрессии, разбитости, может проявляться через голос. Когда я работаю с клиентом, у которого есть тяжелое, неразряженное переживание я предлагаю иногда позвучать про это. А что звучит в голосе? Я отмечаю эмоции, переживания. Это похоже на коробочку с эмоциями и внешне на коробочке написано «подавленность». И, с помощью голоса открывая эту коробку, мы видим, слышим массу состояний. Самое главное посмотреть, что внутри этой коробочки. Голос помогает осознать те переживания, которые могут ощущаться человеком как боль, депрессия, подавленность. Когда чувства узнаны, человеку проще их прожить. Грустить, когда грустно, бояться, когда страшно.

Через рисование, наброски, человек может выражать свои чувства, при этом совершенно неважно насколько это эстетически красиво. Если человек говорит: «мое умение рисовать остановилось на возрасте 5 лет палка, палка, огуречик». Неважно. Мы выражаем свои чувства красками, даже если красок нет, рисуйте кетчупом. У любого человека, я надеюсь, есть возможность найти дома хоть какой-то пишущий предмет и выразить свои переживания на бумаге, да хоть на газете.

-4

Движение, танцы. Если мое состояние, мои переживания имеют какое-то движение, то какое оно? При этом опять же, совершенно неважно как это выглядит. Важно позаботиться о своей безопасности, чтобы не было осуждений, критики, замечаний со стороны. Очень важно безопасное пространство, без оценок. Внутренний критик в любом случае силен. Когда подготовлено пространство без внешнего критика, тогда можно позволить себе выразить свою тоску, отчаяние, подавленные состояния через движения. С принятием того, что у меня сейчас все именно так. Что тогда хочет мое тело? Свернуться? Хорошо, давай свернёмся и просто побудем в этом состоянии, за этим будет другой импульс. Важно дать время тому импульсу, который зарождается в теле, быть внимательным к нему, как к ростку. Какое-то время зерно должно быть в земле, пройдет время, растение само взойдет. Так и здесь. Пройдет время и из свернувшегося в калачик человека, захочется развернуться, захочется пробудиться, захочется сделать другое движение.

Я очень люблю утренние страницы. Вы просыпаетесь, и пишите три страницы текста. Это не дневник. Это просто поток мыслей. Даже если не знаете о чем писать. Из этого может рождаться путешествие во внутренние миры. Это может быть поток мыслей, поток чувств, поток идей. Для меня это универсальный инструмент для того, чтобы уделить внимания себе. Это очень помогает отследить, какие события влияют на нас.

— У многих, предполагаю, будут потоки мыслей бытовых надо сегодня сделать это, зайти туда, купить это, забрать ребенка оттуда, приготовить на ужин это.

— Это то, что на поверхности. Представь водоем, и сверху всякий мусор, уточки плавают. Это то, что есть. Описав это, мы можем погрузиться глубже, увидеть рыбок, увидеть дно. Посмотреть, что за этим. Да дети, да, ужин, это важно. А я про что? Как я сегодня? Эта практика про бережное внимание к себе, к своим переживаниям, для которого не надо идти к психологу. Это то, что каждый может делать наедине с собой.

Даже если к 9 на работу, если человек интересуется собой, если человеку важно уделять внимание себе, то можно выделить 10 – 20 минут времени утром.

Это такая же польза для человека, как от утренней зарядки для тела.

— Это также имеет терапевтический эффект, несмотря на то, что терапевта с тобою рядом нет, и ты не можешь получить обратную связь?

— Конечно, терапевт может дать колоссальную поддержку. Но даже если терапевта рядом нет, человек может опираться на свое ощущение и дать себе поддержку в этих переживаниях

— Все дети обладают живым, пытливым, любознательным умом. Как случается, что во взрослом состоянии человек утрачивает свои творческие детские способности?

— Мне нравится идея, что все люди творческие. Если ты умеешь говорить – ты умеешь петь, если ты умеешь ходить – ты умеешь танцевать. Если говорить о профессиональной стезе, то да, важно попадать в ноты, важно уметь двигаться. Но если мы говорим, например, о голосовых практиках, то умения говорить достаточно.

Как люди становятся не творческими? Тут нужен очень жесткий критик, очень оценивающий и холодный родитель, который не то, что не дает поддержки творческим проявлениям, но еще к тому же высмеивает. Например:

- Мама, посмотри, я картину нарисовал!

- Мазня какая-то.

- Папа, смотри, я из песка слепил.

- Ерунда какая-то.

-5

Когда человек за разом не получает поддержки, одобрения, а получает стыдящее и винящее: «вместо того, чтобы уроки делать, фигней занимаешься», он закрывается, перестает творить и демонстрировать это миру. Когда человек ожидал похвалы, а получает стыд, очень сложно продолжать творить. И тогда все творческие импульсы собираются в центре и замораживаются стыдом, виной, обесцениванием.

— Возможно разморозиться?

— Возможно. Если говорить о движении, то этим занимаются танцевально-двигательная терапия. Она помогает двигаться человеку легко, спонтанно, естественно.

Если говорить о художественном искусстве, то есть курсы, которые помогают вернуть человеку инструмент в руки, чтобы он смог творить легко, свободно и естественно.

Голосовые практики помогают человеку вернуть звучание.

— Многие дети с такой жесткой внешней критикой порой сталкиваются даже не от родителей, а от педагогов. Большой вопрос к компетенции данных учителей, которые роняют слова критики в адрес ребенка, не понимая, что каждое их слово (видимо они не придают значения своим словам) бьет по ребенку. Как родитель может поддержать ребенка при условии доверительных детско-родительских отношениях?

— Почему я начала с родителей и сказала, что именно родитель может кастрировать творчество ребенка, потому что родители для ребенка колоссально важны. Он растет в семье, любит их. Если в семье сложилась благополучная ситуация, то ребенок получает поддержку, он/она знает, что он самый лучший мамин сын, самая лучшая мамина дочь, то мнение учителя не будет так важно. Если же в семье то холодно, то жарко, тогда ребенок будет более подвержен влиянию со стороны, оценки учителей, одноклассников. В любом случае, мы сначала смотрим на семью. Если же в семье ребенок растет благополучно, но на него в меньшей степени будут влиять мнение учителя, какое-то высказывание о его работе. Даже если они есть, будет здорово, если мама, папа будут на стороне ребенка и будут его поддерживать.

-6

— Алина, очень приятно было с тобой поговорить, спасибо за интервью! Жду следующих встреч!

Интервью Бусовой Екатерины .