Найти в Дзене
Италия для меня

Как итальянцы Московский Кремль и Архангельский собор строили?

Оглавление

Долгое время знаменитый Московский Кремль был деревянным. Но во второй половине XV столетия начался массивный строительный проект по его перестройке, инициатором которого выступил Иван III , чье дело было продолжено Василием III. За это время Кремль стал важнейшим архитектурным ансамблем государства, а еще приобрел ряд черт типичных для итальянской традиции.

Немного предыстории

В 1472 году Иван III заключает брак с византийской принцессой Софией Палеолог, что вкупе с падением Византийской империи, делает Русь символической наследницей Византии и главной православной державой. Дабы соответствовать полученному статусу, Русь «сажает» себе на герб двуглавого орла и затевает массивную реконструкцию главной царской резиденции.

Иван III и София Палеолог
Иван III и София Палеолог

Решено было воспользоваться проверенными услугами западных архитекторов, а потому Иван III отправляет в Италию посла Семена Толбузина на поиски достойной кандидатуры.

Толбузин успешно справляется со своей миссией, заключая договор со знаменитым зодчим Аристотелем Фьораванти. Имея опыт строительства в Болонье и Венеции, он получил к исполнению такую немаловажную задачу как постройка главного храма Русской церкви – Успенского собора.

Архитектурные особенности Успенского Собора

За образец было решено принять Успенский Собор во Владимире, и между храмами действительно можно найти много общего. Однако, храм в Москве имеет ряд нетипичных для русских церквей особенностей, в которых можно заметить итальянское влияние.

Успенский Собор во Владимире
Успенский Собор во Владимире
  • Четкость композиции, математичность построения, отсылающая к особенностям Ренессанса, а именно к присущему ему культу рациональности.
  • Круглые столбы и крестовые свободы в интерьере собора, дарующие внутреннему пространству собора небывалый свет, величественность, высоту.
  • Сильно вынесенные на фасаде лопатки и высокий цоколь собора навевают воспоминания о готических храмах.

Пятиглавый храм был гораздо больше всех существовавших на тот момент зданий в Москве. Заняв центральное место на Соборной площади, он сохранил за собой статус главного русского храма и стал прототипом для множества других церквей.

Успенский Собор в Московском Кремле
Успенский Собор в Московском Кремле

Что еще построили итальянские мастера?

Другой постройкой, возведенной итальянскими мастерами на территории Кремля, был Архангельский собор. Его проектировал Алевиз Новый, не менее опытный зодчий, чем Фьораванти. Так, например, известно, что Алевиз принимал участие в возведении Бахчисарайского дворца.

Ханский дворец в Бахчисарае
Ханский дворец в Бахчисарае

Структура самого храма здесь гораздо ближе к русской традиции, однако европейские черты все же присутствуют. В отделке фасадов мы можем увидеть применения ренессансных декоративных элементов.

Архангельский Собор в Москве
Архангельский Собор в Москве

Одновременно с возведением Архангельского собора другой итальянский зодчий, Бон Фрязин, перестраивал стоящую неподалеку колокольню «Иван Великий» с престолом Иоанна Лествичника, возведенные еще в 1329 году.

Знаменитая колокольня «Иван Великий» и престол Иоанна Лествичника
Знаменитая колокольня «Иван Великий» и престол Иоанна Лествичника

Наконец, в 1487 году начинаются работы по возведению Грановитой Палаты. Ими руководят итальянцы Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Грановитая палата - центр государственной жизни Московской Руси. Именно там в тронном зале государь принимал послов и отмечал важные государственные события.

Грантовитая палата облицована специальными белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани.  Такая обработка камня характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения
Грантовитая палата облицована специальными белокаменными блоками, каждый из которых отесан на четыре грани. Такая обработка камня характерна для итальянской архитектуры эпохи Возрождения

Несмотря на огромный вклад итальянских мастеров в облик Кремля, было бы неверно считать, что это исключительно их заслуга. Помимо непосредственного влияния русской архитектурный традиции, важно помнить о том, что ряд построек (например, Благовещенский собор) был возведен исключительно русскими зодчими. Ну и конечно, «руками» строительства были именно наши каменщики.

Обновленный Кремль производил впечатление, как на жителей города, так и на его гостей.

Своим величием он подчеркивал завоеванное Москвой положение новой столицы России, а также сообщал иностранным державам, что Русь становится частью европейского мира.

@ Шилова Анастасия

Ваше мнение по теме важно и интересно для нас, поделитесь им пожалуйста в комментариях.