Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Эти слова И.С.Тургенев озвучил через героя «Отцов и детей» Евгения Базарова. Очень похоже, что ему и самому нравился такой подход. Одни и те же вариации характеров явственно прослеживаются во многих его книгах (чего не отрицают и литературоведы). Конечно, и лес состоит не из одних только берез, и человеческое сообщество включает разные личностные типажи.
«Отцов и детей» вполне можно рассматривать как небольшой «гербарий», где собраны по нескольку экземпляров каждого типа. Раз уж сам Тургенев выбрал сравнение людей с деревьями, то и я попробую обозначить каждую личностную вариацию названием дерева. (это будут просто мои ассоциации, не имеющие никакого отношения к гороскопу друидов, славян, психологическим школам и прочая.)
Начну все-таки с мужчин. Отец и сын Кирсановы, Аркадий и Николай Петрович. Это люди-ивы.
Почему ива? Дерево неброское, хотя имеет свою прелесть. Такой человек на первый взгляд кажется незначительным. Сходу произвести впечатление на собеседника не умеют, а если и пытаются (в основном подражая более ярким персонажам), то выходит это плохо, наигранно и только портит впечатление. Да и вообще отстаивать свою точку зрения в спорах не очень умеют, предпочитают ссылаться на чье-то мнение.
Вспомните, в книге именно Аркадий поначалу бравирует нигилизмом своего друга. Сам-то Базаров помалкивает, пока к нему не пристают и не начинают расспрашивать или провоцировать на спор. Зато для Аркадия это ресурс в беседе, возможность похвастаться знакомством с необычным человеком.
Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? — Сделай одолжение, племянничек. — Он нигилист.
Заметьте, не "мы нигилисты", не "он, как и я, нигилист", а только "он нигилист". Очень удобно - можно и поговорить на модную тему, и самому как бы остаться в стороне.
Зато в длительном общении такие люди не приедаются и постепенно вызывают все большую и большую симпатию. Хотя им не суждено стать объектом чьей-то страсти, именно такие способны вызвать стойкую привязанность и долгую любовь.
Ива-дерево неприхотлива, и люди-ивы способны довольствоваться тем, что есть под рукой. Они не гоняются за идеалом (даже имея возможность выбора), а находят нужное поблизости. Кирсанов-отец в первый раз женился на дочери хозяина квартиры, которую снимал в Петербурге во время студенчества; второй его женой стала дочь экономки. Кирсанов-сын, не удостоенный внимания Анны Одинцовой, очень быстро нашел счастье с ее младшей сестрой.
Как выразилась Катя, это люди не хищные, а ручные. Базаров определил грубее: Н.П. – «божья коровка», а А.Н. – «мяконький барич». Доминировать, завоевывать, доказывать, самоутверждаться – у них просто нет такой потребности. В любви не ищут страстей и не находят удовольствия в преследованиях, победах, уводе женщины от соперника. Переглянулись с предметом симпатии разок-другой, сошлись и стали жить-поживать долгие годы в тихом довольстве.
Острых ощущений тоже не ищут - из революционной Европы 1848 года Кирсанов-папа быстренько сделал ноги. В крупных схватках они или отойдут в сторонку, или займут миротворческую позицию. Но при этом не обязательно окажутся побежденной или пострадавшей стороной – именно «ивы» дождутся на берегу речки, когда мимо проплывет труп их врага.
Но и совсем пассивными их не назовешь. Пожалуй, им присущ принцип некоторых восточных практик: исчерпывать силы агрессора мягким уклонением. Без всяких скандалов с громогласным папашей-генералом Николай Кирсанов сумел уклониться от военной службы – очень кстати случился несчастный случай с переломом. Собственно, и женился рано он «к немалому огорчению родителей», почти против их воли. Аналогично Аркадий мягко, без разборок, вышел из-под влияния Базарова. Ива упруго спружинит перед шквалом, пропустит ветер через гибкие ветви и невредимая распрямится вновь.
Где такой стиль поведения точно неуместен, так это в делах общественных и политических, когда нужно жестко обозначать и продавливать свою позицию. Николай Петрович в финале в роли мирового судьи – сущее недоразумение, не удовлетворяющее ни одну из сторон.
Если же ствол ивы и сломается от удара стихии, то очень быстро от корня пойдут новые побеги, крона восстановится. Именно огромный потенциал адаптации и восстановления обеспечивает жизнестойкость людей этого типа. Удары судьбы не ломают их насмерть, они довольно быстро восстанавливаются и приспосабливаются к обстоятельствам. В стрессовых ситуациях они быстро переходят к стадии принятия, не тратя себя на обессиливающий гнев, торг и депрессию.
Кирсанов-отец оправился после смерти любимой жены, безболезненно размежевался с крестьянами, выстроил и обжил новый дом, во второй раз женился. Кирсанов-сын легко перенес и любовную неудачу с Анной, и разрыв с другом, и его последующую смерть. Впрягся в семейную и хозяйственную жизнь, наладил дела усадьбы, стал вполне счастлив.
Именно из-за природной гибкости и большой способности к душевной регенерации люди-ивы сравнительно легко проходят все возрастные кризисы. Везет.
Из женщин в "Отцах и детях" ива - это Фенечка. Спокойно, без терзаний приняла свою судьбу в виде интереса немолодого барина. Сумела его полюбить. Без чрезмерной конфузливости несет свой сомнительный статус: сыну и гостям хозяина лишний раз не показывается, но раз уж грозный Павел Петрович сам в гости зашел, то он будет представлен малышу как дядя. Позже и законный брак воспринимает как должное, а не какое-то невероятное везение. Постепенно и руку подавать выучится.
С некоторой натяжкой добавлю в эту категорию и матушку Баразова, Арину Власьевну. Недалекая с виду старушка-хлопотушка, "куропатица" неожиданно произвела на Аркадия при личном разговоре впечатление женщины не просто толковой, но умной. Столбовая дворянка, она без жалоб переносила жизнь жены гарнизонного лекаря, чтобы потом с радостью поселиться с ним на покое. Она всякий раз стойко принимает несчастья да еще находит слова для утешения и вразумления своего мужа. И, главное, находит в себе силы жить дальше.
Дорогие читатели! Кого из персонажей других произведений И.С.Тургенева вы отнесли бы к "ивам"? Пишите в комментариях.
Продолжение следует.
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .