Единственное, что мы точно можем сказать, ему 26 лет, он офицер, богат и чертовски хорош собой, о чем он, конечно, знает наверняка.
И подкупает нас здесь все: и эта небрежная самоуверенная поза, и этот лукавый прищур глаз, и самодовольная, еле уловимая улыбка, которую подчеркивают щеголевато закрученные усы.
Это "Смеющийся кавалер" (1624) ФРАНСА ХАЛЬСА, того самого, у которого "по меньшей мере двадцать семь черных тонов", и это БАРОККО. И жизнь здесь кипит во всем и в первую очередь в самой живописи.
И здесь мы вплотную сближаемся с будущим импрессионизмом, когда вдалеке нам видятся четкие конкретные образы, а в близи - длинные и быстрые, размашистые и свободные мазки.
Достаточно взглянуть на кружевной воротник, ослепительно белый, многослойный, "хрустящий" как морозный снег - белила наложены стремительными мазками тонкой кисти.
Или на вышивку пышного и статного костюма: трудоемкость и скрупулезность, которая оказывается виртуозным наборов длинных быстрых мазков.
Существует масса версий на тему того, кого изобразил художник. Например, что это офицер какой-нибудь стрелковой роты или владелец ткацкой мануфактуры или пивоварни, поскольку богатейшими людьми в Харлеме были владельцы именно этих заведений.
И вот пивоваренная версия, на мой взгляд, может быть довольно близка к истине. Дело в том, что масштаб изготовления и потребления пива в Голландии XVII века был таков, что учитель Хальса Карел ван Мандер называл алкоголизм "повальной болезнью голландцев". В 1618 году в городском совете Харлема 42 из 54 мест принадлежало владельцам пивоварен, а Питер Якобс Оликан (портрет которого Хальс написал в 1639 году) пять раз переизбирался на пост бургомистра.
Более того, пивовары были непременными членами стрелковых обществ и числились среди постоянных заказчиков художника.
Но, по сути, нам совсем не важно, кто конкретно стоит перед нами - нам важно, что ПЕРЕД НАМИ СТОИТ САМА ЖИЗНЬ, даже больше - ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД САМОЙ СТИХИЕЙ ЖИЗНИ, ибо здесь все про ее полноту, кипение и бурление.
И, конечно, про гедонизм. Ну какое барокко без наслаждения и удовольствия?! БАРОККО - ЭТО И ЕСТЬ НАСЛАЖДЕНИЕ И УДОВОЛЬСТВИЕ.
И, конечно, СТРАСТИ, о которых здесь речь ведется довольно тонко - это эмблематика самой вышивки (многочисленные стрелы, "рога изобилия", узы влюбленных и языки огня).
И, конечно, не случайно здесь, в вышивке, кадуцей - обвитый змеями, жезл бога Меркурия (он же Гермеса), символ и примета торговли (плюс 1 к карме в пользу пивоваренной версии), обозначающий латинский девиз "Virturi fortuna comes", что означает "Удача - спутница мужества".
Ее то я вам и желаю в этот день, 23 февраля, дорогие мужчины! А еще такого же уверенного и обаятельного нахальства и дерзости, которые помогают свернуть любые горы.