Есть одна хорошая байка, которую в разных версиях рассказывают о двух разных российских императорах.
Почему-то наиболее распространена в Рунете вот такая:
Во время правления Царя-Миротворца Александра III один солдат Орешкин напился в кабаке до такой степени, что начал буянить. Образумить его попытались, указав на портрет императора, висевший на стене. Мол, не стоит так себя вести, когда на тебя сам государь с портрета смотрит. Но солдат в ответ выдал, что ему на царя плевать.
Плевать на царей в XIX веке было плохой идеей и на Орешкина завели дело об оскорблении величия. Солдата арестовали, дело пошло по инстанции и дошло до царя, так как никто не осмеливался принять решение. Александр III наложил на бумагах такую резолюцию:
«Дело прекратить. Передать Орешкину, что я на него тоже плюю. Впредь моих портретов по кабакам не вешать».
Хорошая история. Вот только рассказывали ее еще до Александра III, а в годы его правления уже печатали в журналах. Только героем анекдота был Николай Павлович.
Например, в «Историческом вестнике», в 1894 году, некий Любарский, со ссылкой на своего родственника, дивизионного доктора Василия Игнатьева, рассказал как было дело во всех подробностях:
7-я дивизия была расквартирована в Царстве Польском. Один сообразительный еврей, владевший питейной корчмой, повесил в ней портрет императора Николая I , чтобы повысить привлекательность заведения. И расчет оказался точным, нижние чины стали заходить в корчму чаще, потому как близкое, родное, хоть и на чужбине. Вон и портрет государя на стене висит. Вот и ходили все в «Царский кабачок», как его прозвали.
В один прекрасный день рядовой Агафон Сулейкин пригласил товарищей, чтобы справить свои именины. Сначала все шло хорошо, но потом Сулейкин напился и начал буянить. Когда его попытались уговорить, мол – гляди, царский портрет, он ответил «Что мне портрет, я сам портрет».
Солдаты доложили начальству, потому как непонятно, что делать – не доложишь, тебя же и накажут. Начальство провело следствие и передало дело на рассмотрение Николая I, так как речь шла об оскорблении величия. Сулейкин уже готовился к худшему и горевал до чего его довела водка. Но тут пришла высочайшая конфирмация:
«Объявить перед фронтом рядовому Агафону Сулейкину, что я сам на него плюю. А так как этот несчастный в пьяном виде не ведал, что творит, дело прекратить».
Резолюция Николая была выполнена с присущей случаю торжественностью. Построились солдаты, ударили барабаны, виновника поставили перед фронтом. Прочитали царскую резолюцию и велели становиться в строй.
Это, сжатое изложение истории из «Исторического вестника». Желающие могут ознакомиться с историей подробнее. Вам нужен Том 56, год издания 1894, страницы 625-626.
Также эта же история была опубликована в «Русской старине» в 1898 году, в номере 95.
А в дальнейшем, видимо уже во времена Рунета эту историю про Николая I зачем-то переиначили на Александра III. Потому что если в случае с Николаем явно проглядываются источники, откуда она появилась, то в случае с Александром она берется из ниоткуда, исторической основы в виде воспоминаний, записок и прочего не наблюдается.
Впрочем, может быть и на самом деле эта история случилась два раза. Один раз с Николаем, один раз с Александром :) Но уж больно они похожие. И в истории времен Николая Павловича как-то больше подробностей.
-----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во « ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм