От самой ожидаемой российской премьеры 2020 года – в целом, и от Игоря Угольникова, под чьим началом когда-то вышел очень качественный военный фильм «Брестская крепость», – в частности, честно говоря, ожидалось гораздо большее. Но кино снимают не продюсеры, и сценарии пишут не они. Для реалистов, кто понимает, что штампы, нелепый монтаж с прицелом на последующий выход сериальной версии, слоу-мо и неизменный Безруков (благо, что не Петров) – тот максимум, который способно выдать российское полнометражное кино сегодня, «Подольские курсанты», наверное, смогут стать хорошим развлечением на вечер. Всеядные неприхотливые зрители, кому понравилась даже такая дрянь, как «Т-34», вообще должны остаться в восторге. Ну а привереды, которые уже много чего повидали в мировом кино и имеют возможность сравнивать, в очередной раз скажут: не срослось.
Отечественный кинопродукт, который как будто специально наступает на одни и те же грабли, и получает оплеухи, когда заранее вроде бы знает, основываясь на опыте своих незадачливых предшественников, чего НЕ надо делать. Другими словами – на ошибках не учатся. Действительно, история масштабная (пацаны из офицерского состава, защищавшие Москву в 1941 году, заслужили светлую память потомков), взрывы по большей части настоящие (эффектно деревню на куски разнесли), советское командование в кои-то веки показано вменяемым. Но компьютерная графика дешёвая, монтаж ужасный, молодой актёрский состав – никакой, а пресловутое слоу-мо сидит уже в печёнках.
Главная же проблема новинки – драматургия. Казалось бы, фильмы про войну в силу своей тематики изначально имеют преимущество перед всеми другими: покажи под правильным углом историю обычных людей, которые умирают в окопах за родину, наложи эмоциональную музыку, и слёзы благодарности зрителей вместе с признанием обеспечены. Оказывается, не всё так просто. В «Подольских курсантах» не жалко героев, когда они один за другим погибают, ибо события показаны смазано, скомкано, а сами персонажи толком не раскрыты. Фантастическая же концовка с попаданием снаряда в дуло немецкому танку вызывает только недоумение и раздражение сродни уже упомянутому «шедевру» «Т-34», вместо запланированных авторами сильных эмоций – волнения, переживания, чувства гордости.
Наверное, будет несправедливым называть фильм плохим (особенно в череде отечественных военных драм последнего десятилетия), но и не повернётся язык назвать его хорошим. Не два, не полтора, и, к сожалению, мы имеем ещё одну упущенную возможность сделать из достойного исторического материала запоминающуюся не только одними спецэффектами экранизацию.
P .S . Подробный (детальный) разбор фильма, который почти полностью совпадает с нашим, можно найти на канале Таганай. Зачастую – теми же примерам, которые и нам сразу приходят на ум (взять хотя бы любовную линию «одна боевая подруга на двух друзей-солдат», отсылающую к десяткам подобным – начиная с «Перл-Харбора», и саркастическое облегчение по поводу того, что это хотя бы не бондарчуковская порнуха про «пять отцов»).