Найти тему

Материалы для урока. Постоянные признаки имени существительного. 5 класс

Готовые материалы к уроку вы найдете в этой статье. Просто скопируйте, добавьте цели, дополните чем-то своим, и урок готов. Этот материал также можно использовать на репетиторских занятиях.

Итак, начинаем изучать имя существительное в 5 классе. Новой информации в 5 классе не очень много. В основном, повторение и углубление того, что дети уже знают из начальной школы.

1. Актуализируем знания.

Даем простую схему, в которой содержатся общие сведения о существительном. Объясняем сами или провдим беседу с учениками.

-2

2. Поэтапно объясняем и закрепляем материал.

Теперь о каждом постоянном признаке говорим отдельно. По принципу: от теории - к практике.

Теория. Говорим о собственных и нарицательных существительных. Снова небольшая схема и беседа по ней.

-3

Упражнение 1

Прочитайте текст. Выпишите в два столбика собственные и нарицательные существительные.

Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко, суп и хлеб.

Скоро он стал большой собакой. Часто друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим несет мальчику палку.

Упражнение 2

Подчеркните имена собственные.

Учитель Петр Ильич, рабочий Борис Кузьмич, доктор Иван Петрович;

Мальчик Илья Яшин, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

Город Томск, река Нева, село Ручьи, улица Пушкина;

Собака Лайка, корова Ночка, кот Пушинка, коза Розка;

Конь Гордый, свинья Бочка, сорока Галя, ворон Жук.

Упражнение 3

Исправьте ошибки.

Вот река окуньки. Утро. Дует тёплый ветерок. У воды урчат Лягушки. На берегу игорь и алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит Кот васька. Скоро игорь поймал Окунька. Рыбку дали Коту. Рад был васька.

Теория. Следующий постоянный признак существительных - одушевленность и неодушевленность. Беседа по схеме.

-4

Упражнение

Найдите на картинке предметы, напишите их названия. Укажите, какие из записанных существительных одушевлённые, какие - неодушевлённые.

-5

Теория. Род имен существительных. Схема и беседа.

-6

Упражнение 1 (неплохо бы для этого задания иметь интерактивную доску, чтобы перетаскивать слова, но можно и просто записать в три столбика)

Распределите существительные по родам.

Соль, медаль, голубь, снег, колено, сосна, ель, кольцо, ремень, коленка, тетрадь, зверь. крыльцо, вьюга, тетрадка. тюльпан, тётя, речка, полено, площадь, поле, степь, огород, вермишель, площадка, голос, глушь, ружьё, мишень, оконце.

Упражнение 2

Вставьте пропущенные буквы. Определите род существительных.

Ябл…ко - ___, земл…ника - ___, …зык - ___, ст…лица - ___, лаг…рь - ___, т…традь - ___, мес…ц - ___, м…локо - ___, ур…жай - ___, п…м…дор - ___, яг…да - ___, п…года - ___, к…рабль - ___, м…лоток - ___, д…рога - ___, р…бина - ___ .

Теория. Теперь поговорим о трех склонениях существительных.

-7

Упражнение.

Дайте тематические названия группам слов. Распределите существительные по склонениям (для выполнения этого задания тоже неплохо было бы "потаскать" слова на интерактивной доске, но можно и без нее обойтись).

1 группа: жена, дочь, муж, сын, дядя, отец, папа, свекровь.

2 группа: тетрадь, учебник, линейка, книга, тетрадка, гуашь, портфель, циркуль.

3 группа: соль, хлеб, мясо, сметана, вермишель, сахар, мука, ваниль.

4 группа: муха, лошадь, конь, обезьяна, мышь, моль, мышка, осёл.

5 группа: мебель, шкаф, кровать, кресло, стул, скамья, этажерка, комод.

На этом урок можно заканчивать. Постоянные признаки существительных вспомнили, повторили, закрепили. В конце проведите какую-нибудь рефлексию.

Продолжение темы "Имя существительное" - урок по непостоянным признакам здесь.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".