Вчера Владыко Иларион проводил прямой эфир в формате «ответы на вопросы» на своём ютуб-канале. Владыко ответил на небольшую часть вопросов, присланных заранее, а затем стал зачитывать вопросы из чата ютуб-трансляции. Среди прочих он ответил и на мой вопрос о критике ОВЦС клириками Церкви (в частности отцом Георгием Максимовым). Поскольку ответ митрополита Илариона уже вызвал определённую реакцию, считаю нужным дать свой комментарий о моих мотивах задать именно этот вопрос.
Скажу сразу, что вопросы взаимоотношений с инославными для меня очень важны. Я интересуюсь темой христианского экуменизма и этот вопрос лично для меня очень актуальный. Очень больно осознавать, что слово «экуменизм» в нашей церковной повестке дня сегодня является фактически ругательным. Ниже вкратце расскажу о «предыстории» моего вопроса и о его формулировке:
Я стараюсь следить за новостями христианского экуменизма, но я, например, не знал о «экуменическом позорище» в Риме в октябре 2020 года. Я (как и многие) узнал об этом из видео на канале отца Георгия Максимова. Затем состоялась «заочная» полемика отца Георгия и ОВЦС. Просмотрев данные видео, у меня появились некоторые возражения к аргументам и логике отца Георгия. Основной посыл отца Георгия Максимова следующий – «экуменические встречи не нужны, потому что соблазняется «народ Божий». И тут же в комментариях этот «народ Божий» выдаёт перлы типа: «еще одна встреча с католиками и я уйду в раскол».
На мой взгляд, полное невежество, не понимание "народом Божиим" экклезиологии, сотериологии в русле нашей общей россиянской ненависти к Западу, подогреваемое нашими телепропагандистами. Среди сотен оставленных комментариев под данными видео отца Георгия среди массового «беснования» современных смиренных православных «ревнителей» попадались единичные адекватные мнения. На мой взгляд если для 80 % наших воцерковлённых людей "католики=сатанисты", то необходима огромная пастырская работа, а не крики "наше святое Православие продали". Об этом я написал под видео отца Георгия про «экуменическое позорище» и основной моей мыслью было: "не надо потворствовать потенциальным раскольникам и невеждам".
Отец Георгий настаивает, что молитвы с еретиками-католиками – это недопустимо. Но в нашей Церкви нет единого мнения насчёт еретичности Католической церкви. Очень многие иерархи и миряне поместных церквей считают католиков схизматиками, но не еретиками. Я считаю, что не надо говорить за Бога. Хочу сказать по поводу применения канонов к католикам. Отец Георгий говорит, что древние каноны, изданные против ариан, несториан, пелагиан распространяются и на католиков и ссылается на "Послание восточных патриархов" папе римскому от 1848 года. А откуда такая убеждённость, что «Послание восточных патриархов 1848 года» есть вероучительный документ Вселенской Православной Церкви? Это не постановление Вселенского или даже Поместного собора. Это всего лишь ответ на письмо папы римского. Отец Георгий в полемике с Кураевым говорит, что Варфоломей ошибся в отношении Украины. Варфоломей «распустил» каноническую церковь Украины и признал раскол, а александрийский патриарх поддержал его мнение. А где гарантии, что их предшественники в 1848 году также не «погорячились»? У нас нет учения о вероучительной непогрешимости восточных патриархов. Если патриархи ошиблись в 2018 году, то их предшественники также не застрахованы от ошибки.
Отец Георгий говорит, что многие верующие «смущаются и соблазняются» такими встречами. Он сетует на то, что из-за этих встреч успешна «пропаганда раскольников», подрывается авторитет патриарха. Я удивлён, что отец Георгий свято верует, что раскольники не найдут новые поводы обвинять Патриархию в лучших традициях «теорий заговоров»? Соблазняется тот, кто хочет соблазняться. Те «верующие», которые верят Берестову и другим раскольникам найдут другие поводы «хаять» нашу Церковь. Просто им так удобнее. Им так нравится. Чувствовать себя горсткой «исповедников» среди «раскольников и еретиков». Даже если наша Церковь закроется «железным занавесом» и ни с кем не будет вести диалог, эти маргиналы все равно найдут свои поводы: чипы, электронные паспорта. Мало ли чуши в их головах?!
В итоге данные видео отца Георгия вызвали определённый резонанс в церковной среде. Отец Георгий настолько сгущает краски, что многие «неокрепшие души» грозятся уйти из Церкви прямо в комментариях под его же роликами. Наверное испугавшись последствий своих «разоблачений» отец Георгий выпустил видеоролик под названием «Самый большой соблазн для воцерковлённых», где обличает тех, кто ратует за раскол в РПЦ по причине «экуменических встреч». Под данным видео я высказался довольно однозначно и хочу привести свой комментарий:
«Отец Георгий, очень содержательное выступление и я рад, что в отличие от Ваших видео про «экуменическое позорище» и «ответ на заявление ОВЦС», в данном видео Вы действительно зрите в корень и видите суть проблемы. Вы совершенно справедливо заметили, что «угроза уклона в ересь» (новую унию, например) сейчас гораздо меньше, чем «угроза уклона в раскол» в нашей Церкви. Это именно то, что я так упорно хотел донести в комментариях под Вашими видео «про Рим» и «ответ ОВЦС». Наконец-то Вы сказали самое главное. Современные встречи с католиками точно не угрожают новой Брестской унией, а вот «вопли» «исповедников» (аргументы, которых Вы разобрали) на эту тему соблазняют многих воцерковлённых людей, не владеющих ситуацией. Тут некоторые люди пишут о том, что Ваши видео утверждают их в «каноничности РПЦ». Вы понимаете, до какой степени упадка и абсурда мы дошли?! То есть не Символ Веры, не Святые Отцы, не жизнь в таинствах, а видеоролики в ютубе их «утверждают». Выпустил отец Георгий очередное видео про раскольников – значит РПЦ канонична, а выпустил видео про «встречу в Риме», значит каноничности поубавилось. А завтра Берестов выпустит своё видео и от каноничности у РПЦ не останется и следа. Вы понимаете логику Ваших неподготовленных, к таким серьёзным вопросам, зрителей? Я очень надеюсь, что Вашей необдуманной и откровенно слабой критики ОВЦС станет меньше на Вашем канале. Ибо Вы сами видите печальные последствия своих же видеороликов про «экуменическое позорище» и «ответ на заявление ОВЦС». Теперь после них нужны видеоролики «укрепляющие» «каноничность РПЦ». Люди просто плавают абсолютно во всем, а самое страшное, что в главном».
В нашей Церкви есть разные люди, которые зачастую имеют противоположные мнения. И я очень рад, что все мы можем свободно высказываться и отстаивать свою точку зрения. Я не согласен с отцом Георгием, но я думаю, что он искренен. Мне неудобно, что мой вопрос послужил причиной такой резкой реакции Владыки Илариона.
Я благодарен митрополиту Илариону за ответ на мой немного «острый» вопрос. Хотя очень странно было слышать сравнения с Навальным. Большинство людей явно не смогут уловить связь. Также жёсткие фразы об «обманщиках в рясах», на мой взгляд, были не совсем уместны.
Я очень надеюсь, что те миряне и священники нашей Церкви, которые настроены против экуменических встреч поймут, что никакого вреда и опасности для нас нет. "Экуменический задор" второй половины XX века в прошлом. Диалоги Православной церкви с нехалкидонитами, старокатоликами и католиками не привели ни к каким серьёзным практическим последствиям. Современные "экуменические" встречи - это диалог о сотрудничестве христиан разных конфессий в пастырских и образовательных вопросах. Христос сказал, что "Церковь не одолеют даже врата ада" (Мф 16:18), а братские встречи и беседы с другими христианами - тем более. А если вашей Церкви, господа раскольники и их почитатели, угрожают экуменические встречи, тогда это повод задуматься об истинности "вашей Церкви", ибо тут явное противоречие с главной характеристикой Церкви, данной самим Иисусом Христом.